Зачем позвали на слушания?

улица революционная

Всего 56 человек зарегистрировались на публичные слушания, касающиеся доработанного проекта правил землепользования и застройки. Крикунов, сеявших смуту на аналогичном мероприятии по уставу города, на этот раз в зале не было. В основном пришли люди заинтересованные и погруженные в тему, среди которых Наталья Немых, в свое время возглавлявшая профильное управление в мэрии.

10 миллионов насмарку?

Сразу скажем, что слушания проходили во всех трех районах города, однако мы решили выбрать самый густонаселенный – Автозаводский, где местом сбора стал актовый зал административного здания на Новом проезде. Помещение небольшое, так что даже сотня человек там казалась внушительным количеством, правда, некоторые из присутствовавших почему-то не стали регистрироваться.

Объявили, что разработкой занимались специалисты нижегородского научно-исследовательского института «Земля и город», один из которых, Алексей Бахметьев, специально приехал, чтобы провести презентацию. Он отметил, что по ходу работы учтены 120 пожеланий, которые в течение многих лет мэрия принимала от горожан. Хотел, видимо, подчеркнуть, что объемы выполнены очень большие, однако вскоре выяснилось, что к представленному его организацией проекту всё равно много замечаний.

– За последние годы городская дума меняла зоны как минимум трех земельных участков, а на вашей карте всё по-старому. Это дает повод ставить под сомнение компетенцию тех людей, которые занимались разработкой проекта, – сказала депутат Ольга Сотникова. – Кроме того, за Московским проспектом появились дороги, которых по факту нет, а кладбище на Обводном шоссе сейчас гораздо больше, чем показано на карте.

Указав на недоработки, она призвала общественность голосовать против, а затем добавила:

– Известно, что сейчас параллельно идет доработка генерального плана развития города. Когда его, наконец, примут, то работу по корректировке правил землепользования и застройки придется делать заново. То есть всё, что мы сегодня обсуждаем и за что заплачено нижегородскому НИИ более 10 миллионов рублей, по сути пойдет насмарку.

– Мы сегодня собираем замечания по структуре документа, регламентам, зонам, чтобы не тратить на это время потом, когда примут генплан, – сказал в ответ Сергей Азанов из мэрского управления архитектуры и градостроительства.

Что касается нестыковок на карте, то их нижегородцы пообещали устранить в рамках гарантийных обязательств, то есть без дополнительной оплаты. Впрочем, это не стало поводом для того, чтобы участники слушаний прекратили высказывать недовольство.

– Видно же, что некомпетентные проектировщики, – поддержала депутата следующая выступавшая. – Мы столько косяков нашли! К примеру, в одной зоне не совпадают площади предельных параметров и видов разрешенного использования. В результате непонятно, каких размеров магазин можно строить на этом участке – площадью 3 или 5 тысяч метров? Кроме того, в 14а квартале зону от балды рисовали. Дошло до того, что в областном министерстве строительства смеются над тольяттинскими правилами землепользования и застройки. Говорят, что такого они вообще нигде не видели.

Не знаю, как министерским чиновникам, но большинству присутствовавших на слушаниях в этот вечер было точно не до смеха.

Немых молчать не стала

– Правила землепользования и застройки должны соответствовать генплану, который пока не утвержден. Получается, что вы закон нарушаете? – прозвучал очередной колкий вопрос.

Видимо, отвечать должен был нижегородец Бахметьев, но за него это сделал тольяттинец Азанов:

– Нет, они исполняют контракт по техническому заданию.

Вот уже снова кто-то тянет руку, желая высказаться:

– Вы тут народ собрали, картинки показываете. А дальше что? Вот мы сейчас указали на ошибки. Возможно, даже замечания будут учтены, но как мы об этом узнаем? Повторные слушания предусмотрены?

– Нет, – ответил Азанов, вызвав явное неудовольствие присутствующих. – Но все предложения и замечания будут опубликованы в заключении, которое должно появиться 18 января. Кроме того, правила землепользования и застройки будет принимать городская дума, где тоже всё внимательно изучат. Это порядок такой: не предусмотрено градостроительным кодексом проведение вторых, третьих и последующих слушаний по измененному проекту.

Недовольство присутствующих усилилось, когда Бахметьев признался, что представленный проект правил землепользования и застройки – это версия от 27 июля. Именно поэтому много нестыковок.

– Ну и зачем вы нам ее показываете?! А за прошлый год нет карты? – возмутилась бывшая чиновница, а ныне неравнодушная жительница Тольятти (так она представилась в беседе с одним из участников слушаний) Наталья Немых.

Чиновники мэрии при этом сохраняли такое спокойствие, как будто им часто приходится рассматривать проекты полугодовой давности.

– Есть возможность увидеть эту работу в том виде, в каком ее подготовили, высказать замечания и предложения, – пояснил Сергей Азанов. – Если видите вещи, которые вас не устраивают, – не молчите!

Немых молчать не стала, заготовив целый список с вопросами. Вот один из них:

– Вы нам так и не показали карту участков особого использования, хотя сказали, что она есть и что на ней, помимо прочего, обозначены зоны подтопления. Скажите, пожалуйста, какими документами они утверждались?

– Информация предоставлена областным министерством лесного хозяйства и охраны окружающей среды. Нам ее передало управление архитектуры мэрии.

– Вы не поняли вопрос. Кем утвержден проект, на основании которого появились зоны подтопления?

– Проект есть, но решения об утверждении этой зоны пока нет.

– Значит, вы не имеете права ее отображать.

– Хорошо, пишите замечание по этому поводу.

Перед тем, как сесть на стул, экс-чиновница высказала мнение, что представленная карта зон не соответствует ни действующему генплану, ни тому, проект которого сейчас обсуждается.

Увеличат площадь леса

Многие из задаваемых вопросов вряд ли будут понятны людям, не погруженным в тему землепользования и застройки. Впрочем, были и так называемые общие. Вот некоторые из них:

– Границы лесов на схеме обрезались?

– Нами – нет! – ответил Алексей Бахметьев.

– Территория даже больше станет, – добавил Сергей Азанов. – Площадь тольяттинского лесничества сейчас – 7519 гектаров, однако ее нужно увеличить до 7979.

– У вас на карте нет новой железнодорожной станции, которую планируется неподалеку от «Парк Хауса» построить.

– Мы объекты капитального строительства не отмечаем. Только зоны. А в генплане новая ветка будет.

– А почему вы вместо трех промышленных зон оставили всего одну? Там ведь специально шло разделение в зависимости от того, к каким классам вредности относятся расположенные на этой территории предприятия. Что такое первый класс? Это серная кислота и прочие опасные вещества, влияющие на экологию и здоровье.

Азанов ответил, что делалось это по примеру крупных развивающихся городов – Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга, где нет деления на три промышленных зоны.

– В любом случае, предприятие должно установить санитарно-защитную зону с учетом того, какие промышленные объекты находятся поблизости и далеко ли от этого места жилые постройки и места массового отдыха.

Такое объяснение удовлетворило не всех. К примеру, Максим Шилович из общественного движения «Тольятти, дыши!» считает, что горожане, рассматривающие варианты покупки жилья, должны иметь четкое представление о том, насколько опасное предприятие будет находиться неподалеку от их дома.

В ответ Азанов сказал, что жилье, школы, оздоровительные и рекреационные объекты в санитарно-защитную зону предприятий не попадают.

– Невозможна реконструкция гаража в связи с тем, что его высота – шесть этажей, а согласно вашим правилам, допустимо только пять, – развела руками очередная выступавшая. – Такая ситуация по всему Автозаводскому району. Хочется, чтобы разработчик более внимательно относился к тем объектам, которые уже построены! Такие ограничения вообще не соответствуют действующему законодательству – это повод для вмешательства прокуратуры…

Обсуждение длилось почти полтора часа. Пользуясь случаем, присутствующие акцентировали внимание на тех вопросах, которые затрагивают их лично, отдавали чиновникам листочки с предложениями. Те обещали всё учесть (или по крайней мере рассмотреть), однако им то ли не поверили, то ли вообще люди привыкли с настороженностью относиться к обещаниям администрации.

В общем, когда дошло дело до голосования, лишь семь человек подняли руки «за», еще четверо воздержались, а остальные (то есть более полусотни) были против предложенных правил землепользования и застройки. Впрочем, это не означает, что проект отклонит и мэрия, ведь, во-первых, деньги за работу нижегородцам всё равно платить придется, а во-вторых, свое профессиональное мнение чиновники зачастую ценят выше общественного.

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 48 (1381) 10.12.21