Зачем остановки, если автобусы не ходят

Улочек, по которым не ходит общественный транспорт, в Тольятти достаточно много (в основном они расположены в Центральном районе), причем большинство живущих там людей достаточно спокойно относятся к такой ситуации, не видя большой беды в том, чтобы пройти 5-10 минут до ближайшей остановки. Впрочем, есть и исключения…

– Лет десять уже бьемся, чтобы автобус нам вернули. Мэрия не хочет вмешиваться. Надеюсь, что хотя бы «Вольный город» поможет, – сказала по телефону женщина, представившаяся Ниной Сергеевной, и попросила подъехать на Комсомольскую, 40, чтобы подробнее рассказать о проблеме.

Своих автобусов у газеты, разумеется, нет, так что мы можем лишь помочь докричаться до властей, если, конечно, они настроены слушать и слышать. Тем не менее тема показалась любопытной, и, вооружившись фотоаппаратом, я отправился по указанному адресу, где с торца жилого дома расположено общество инвалидов Центрального района.

– Я же здесь с 14 лет живу, – сказала встретившая меня активистка Нина М. – Да-да, с тех самых пор, когда Ставрополь переселили, а здесь начали строить щитовые дома. При СССР у нас здесь транспорт ходил. Помню, 1-й автобус был, поворачивавший с Советской на Комсомольскую, а еще – 5-й, а 21-й и 22-й. Нас это устраивало, ведь удобно было ездить по району, в частности добираться до поликлиники на улице Горького. Теперь же, сами видите, у нас тут забытое властями место. Вы в окно посмотрите! Что видите?

– Спорткомплекс через дорогу, а за ним – мэрия.

– Вот именно. Получается, что в подбрюшье у администрации находимся. Но ей почему-то неинтересны наши проблемы.

Сразу стоит пояснить читателям, что речь идет об участке, ограниченном улицами Карла Маркса, Комсомольской, Мира и Советской, где расположены стадион «Труд», ФОК, музей «Наследие», театр кукол и прочие объекты. Местным активисткам хочется, чтобы какой-нибудь автобус или маршрутка поворачивали с Мира на Советскую, а оттуда – на Комсомольскую, однако местные власти не высказали заинтересованности.

– Мы еще в 2011 году обращались в мэрию по этому поводу, однако получили отписку с информацией о том, что пуск общественного транспорта предполагает наличие соответствующей инфраструктуры. Так ведь она у нас вся сохранена. Остановки новые поставили – современные. Зачем, спрашивается, если всё равно нет автобусов? А вообще, читаю письма из мэрии – и создается ощущение, что они по шаблону пишутся. Зачем-то перечислили нам, какие маршруты планируется пустить по бульвару Ленина и на улице 40-летия Победы.

– Это вы 2011 год вспоминаете?

– Да, причем, как я понимаю, ни один из обозначенных в этой отписке маршрутов так и не появился. Несколько месяцев назад снова вступили в переписку с администрацией, попросив от имени инвалидов и прочих жителей микрорайона обеспечить нас транспортом. Мы даже высказали предложение немного изменить схему движения 91-й маршрутки, которая проезжает тут поблизости. Сколько раз видела, как мимо нас эти «газельки» пустыми проносились (народ в основном садится у «Буревестника» и «Светланы»), так пусть завернут к нам на Комсомольскую. Я разговаривала с людьми, которые отвечают за этот маршрут. Им идея сначала понравилась, а потом пошли на попятную, сославшись на то, что мэрия не разрешает ничего менять.

– Какой ответ получили из департамента транспорта мэрии в этом году?

– Они зачем-то начали перечислять все маршруты, которые ходят неподалеку по улице Карла Маркса. Ни один из них нам не подходит с точки зрения удобного передвижения по району, да и ближайшие остановки расположены достаточно далеко: у «Буревестника», «Рубина» или на Молодежном бульваре. Мы не смирились и пошли на прием к первому заму мэра Игорю Ладыке. Тот выслушал и направил к нам сюда представителей департамента транспорта, которые пришли, помялись, а потом стали заявлять, что водители 91-го маршрута не согласны сюда ездить, потому что им когда-то на Комсомольской стекла били. Звучит, как бред! Кроме того, эти специалисты якобы разговаривали с местными жителями и пришли к выводу, что никому здесь автобус не нужен. Довольно странно. Лично мы собрали 85 подписей за транспорт, а если нужно, будет еще больше.

По словам Нины, специалисты департамента транспорта предложили ей разработать какой-нибудь другой маршрут и подать его на рассмотрение.

– Разве это моя задача? – с негодованием спросила она. – Вообще-то я химик по специальности и в транспорте не очень хорошо разбираюсь. Ладно. Стали мы думать и предложили изменить схему муниципального 73-го, чтобы он поворачивал с Ленинградской на Советскую, а оттуда – на Комсомольскую. Чиновники как услышали, сказу руками замахали: «Нет-нет, 73-й не трогайте». В общем, замкнутый круг какой-то получается.

Мы изучили предложенные жителями измененные схемы, обратив внимание на то, что они не предусматривают остановки возле «Космоса», Центральной площади (там, где овощная ярмарка) и университета сервиса. По сути, 73-й и 91-й будут проезжать мимо центра района, а это малоэффективно.

Единственный компромисс в данный ситуации – маршрут № 22* (со звездочкой), следующий от улицы Баныкина до 14-го квартала (схема такая: Советская – Мира – Победы – Гагарина – Ленина – Молодежный бульвар – Карла Маркса – Максима Горького – Ленина – Льва Толстого – Автозаводское шоссе – Южное шоссе – 40 лет Победы). Он тоже проходит неподалеку и в теории мог бы делать небольшой крюк, удовлетворив таким образом потребности пенсионеров и инвалидов с Комсомольской и Советской. Наверняка договориться с чиновниками на этот счет можно, однако не стоит забывать об одном важном нюансе: маршрут нерентабельный (возит он в основном воздух), а значит, мэрия может в любой момент его закрыть. То есть проблему можно считать решаемой лишь временно.

Активисты ходили не только в мэрию, но и к своему депутату Максиму Васильеву, который лишь развел руками и сказал: «Нерентабельно», отказавшись помогать в решении вопроса. Получается, что и живущие здесь люди тоже нерентабельны, особенно когда нет предвыборной кампании?

– Думаю, что писать нужно сразу губернатору! – говорит Нина – Местные шевелиться не хотят, а он перед выборами, может быть, обратит внимание и попросит тольяттинских чиновников решить вопрос. Хотелось бы верить, что хотя бы он их работать заставит, а то устроили фабрику по производству отписок… Раньше все смеялись над фразой «Наши люди в булочную на такси не ездят», а теперь мы именно таким образом добираемся до поликлиники.

Пенсионерка так разошлась, что, исчерпав аргументы по транспортной теме, остановиться уже не могла, перекинувшись на плохие дороги. Она перечислила несколько наиболее проблемных улиц (Советскую, 25-летия Октября), посетовав на то, что очень плохо их ремонтируют:

– Насыпали асфальтогранулят, немного прикатали – и всё, готово! Но это еще ладно. Мы, живущие на Докторском проезде, два года ждем, чтобы нам отсыпку асфальтогранулятом сделали. Сначала перенесли на 2017-й, потом на 2018-й. В декабре приехал сотрудник администрации Гордей Морозов и написал в своем заключении, что не обнаружил аварийных участков. Конечно, не обнаружил, потому что зимой все ямы снегом занесло. Я ему так и сказала: «Вы как разглядели-то под снегом?». Он стал извиняться, но самое смешное, что в феврале тот же Гордей приехал и проверил, устранены ли недостатки, обнаруженные им под снегом в декабре!

Вот такие интересные взаимоотношения у старогородских активисток с чиновниками администрации. Вроде бы есть у них свой депутат, ТОС, управляющий микрорайоном, а решать возникающие проблемы приходится самостоятельно.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 25 (1204) 29.06.18
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362

автобус едет по молодежному бульвару