Зачем нужны нейрописьмо и зеркальное рисование?

девочки в школьной форме

В конце лета не только школьники готовятся к новому учебному году, но и учителя.

Вся прошлая неделя в Тольятти прошла под эгидой «Августовская конференция работников образования».

В разных районах города на конференции, семинары, мастер-классы собирались учителя, педагоги детских садов, дополнительного образования и, конечно, их руководители. Специалисты слушали выступавших, спорили, с чем-то соглашались, делились своими наработками, обсуждали наболевшие вопросы.

Тематика выступлений была самая разнообразная, но при этом очень и очень актуальная. Судите сами – вот несколько названий: «Из детского сада в школу: успех каждого ребенка», «Волонтерское движение в детской среде как условие духовно-нравственного воспитания обучающихся», «Школьный музей как средство воспитания», «Функциональная грамотность на уроках математики», «10-летие всероссийскому конкурсу сочинений: методические рекомендации», «Требование к современному уроку информатики».

Я принимала участие в работе секции педагогов дошкольного образования, которая проходила в 13-й школе.

Сначала был педагогический интенсив. Перед собравшимися выступила методист дополнительного профессионального образования Ирина Шехтман. Тема доклада:

«Культурное наследие в воспитании детей: семейные традиции и их значение для развития личности ребенка». Почти сразу лектор обратилась с вопросом к аудитории:

– Вот уже год, как реализуется новая федеральная образовательная программа. Как вы считаете, в чем ее основные отличия от предыдущих?

И кто-то из зала уверенно ответил:

– Добавлены воспитательные задачи отдельно от образовательных.

– Я бы тоже ответила именно так, – подтвердила лектор. – В программе сделан акцент на воспитание патриотических чувств, любви и уважения к Родине.

Следующий вопрос залу:

– Как вы охарактеризуете: что же такое культурное наследие?

И тут педагоги стали говорить наперебой:

– Традиции, литература, музыка, нравственные ценности, культура общения и отношений.

– Правильно, потому что очень часто на глобальном уровне культурное наследие понимается как высшие ценности культуры и искусства, которые составляют золотой фонд нации. Но это не совсем так, потому что сюда входит и духовная культура, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся дальше как нечто ценное и почитаемое.

Именно в семье ребенок знакомится с традициями, обычаями, которые будут положены в основу его мировоззрения и поведения. В обществе произошли большие изменения, современные родители имеют доступ к различным источникам, что создает у них иллюзию информированности и компетентности. Однако на практике, с одной стороны, родители не знают, как воспитывать своих детей, с другой – не ценят значимость дошкольного детства в процессе становления личности, считая, что основные этапы развития ребенка – в будущем.

Лектор особо подчеркнула, что какими бы ресурсами ни обладала дошкольная организация, какими бы воспитательными технологиями ни пользовался педагог, первостепенной остается роль семьи в воспитании, обучении и развитии ребенка. Однако не все родители смогут рассказать детям о культурном наследии, поскольку и сами были воспитаны вне традиционной культуры. Вот здесь и важна роль педагога.

Но начинать нужно с себя. Согласны? И хорошо бы задать себе вопросы:

– А каким духовным и материальным наследием обладает моя семья? Что передается из поколения в поколение? Какие традиции, обычаи, семейные истории являются поучительными и жизнеутверждающими, дают силу и опору в трудных ситуациях и гордость за свою семью?

Когда вы проделаете такую работу, то узнаете: в каждой семье окажется много нужного и полезного, что можно передать дальше – детям и внукам. И только потом можно переходить к традициям детского сада, группы, сохраняя предыдущие и создавая новые.

Вообще, довольно сложно говорить с дошколятами на тему культурного наследия, поэтому начинать надо с простого и понятного деткам.

Ирина Вячеславовна предложила педагогам несколько оригинальных идей. Это день добрых дел, фестиваль уличного искусства – можно начать с рисунков на асфальте сначала на территории сада, а потом предложить родителям – во дворе дома. Неделя обмена знаниями – мастер-классы детей и родителей.

А еще день воспоминаний, когда родители рассказывают ребятишкам о своем детстве, играх. Праздник книг, экологический день, традиции семейных рецептов. Эти идеи помогут создать новые культурные традиции.

Да и современные технологии позволяют передавать культурные ценности, например, виртуальные экскурсии, онлайн-мастерские, цифровые архивы фотографий и документов, которыми нужно активно пользоваться.

Вот так интересно и коротко я услышала о культурном семейном и дошкольном воспитании.

Далее мы слушали педагога-психолога Анастасию Гриценко и разбирались… в игре. Оказывается, ведущей деятельностью дошкольников является именно игра, и она развивается по своим законам.

Установлено, что если ребенок не успел пройти все игровые ступеньки, то есть не наигрался, то в первом классе он будет это продолжать. Поэтому задача педагогов – научить детей самой сложной сюжетно-ролевой игре, где есть замысел, создание воображаемой ситуации. А ребенок выполняет несколько ролей, подбирает разные средства для создания образов, договаривается с другими участниками игры.

Таким образом дети учатся планировать свои действия, сначала проговаривая вслух, а потом уже и про себя, то есть во внутреннем плане. И в школе первоклашки смогут планировать свою учебную деятельность, если будут правильно играть в детсаду. Вот такая преемственность.

И еще один интересный штрих. Сейчас существует много красивых, реальных игрушек. С одной стороны, это хорошо, с другой – не всегда. Почему? Да потому что с реальной игрушкой ребенок привязан к конкретной игровой ситуации. А вот если взять обычную палочку, то она сможет быть и расческой, и зубной щеткой, и ручкой, и… много еще чем в зависимости от игровой фантазии ребенка. То есть по-прежнему важны и нужны в игре предметы-заместители.

Я сразу вспомнила свое детство, когда у меня были только куклы. Но зато много разной посуды из листиков, которые я собирала во дворе, еще – много «еды», в которую превращались камушки, семена, крылатки, желуди и шишки. Младшему брату солдатиками служили спички и копеечные монетки. Вот такой маленький экскурс в историю детства.

Больше всего мне понравились мастерские, где учителя-дефектологи и логопеды демонстрировали свои практические наработки – игровые упражнения с одновременной речевой нагрузкой. Это и понятно, ведь ребенок не может долго сидеть и слушать, а вот в игре или движении – пожалуйста. Темы очень актуальные.

Первая: нейропсихологические игры и упражнения. В основе – различные задания, заставляющие мозг работать в разных режимах, что улучшает межполушарные связи, развивает внимание, память и мышление.

Например, нейрогимнастика: ребенок правой рукой показывает колечко, знак «окей», а левой – знак «класс». Потом тоже самое, но уже поменяв руки. С каждым разом скорость увеличивается, главное не сбиться. Попробуйте! Далеко не у всех получится идеально с первого раза.

Таких пальчиковых фигур великое множество: яблочко и червячок, лезгинка, зайка и коза, а дальше… можно самим придумать. Главное, что это не требует никаких материальных затрат, а только желания родителей помочь своим детям.

Еще есть зеркальное рисование, нейрописьмо, нейропрописи, нейростаканчики, нейроскакалки. И везде приставка нейро-, что означает – нервная система.

Мне понравился тренажер-нейробалансир, его, конечно, самим не изготовить. Это специальная не очень устойчивая доска, на которой можно стоять слегка покачиваясь и напрягая определенные группы мышц. Когда ребенок привыкнет и обретет равновесие, добавляется задание:

– Слушай слова, лови мяч, кидай обратно и повторяй услышанные слова!

Это выполнить уже гораздо труднее, чем просто стоять и балансировать. При этом у детей тренируются внимание, память и координация движений. Причем логопед называет только проблемные для ребенка слова: одновременно происходит автоматизация звуков.

Вторая тема работы профессиональной мастерской: знакомые и незнакомые игры с мячом в работе учителя-логопеда. Помимо привычных нам детских резиновых и спортивных кожаных мячей, сейчас существует множество других. Есть мягкие тканевые, пластмассовые, всех размеров и даже с небольшими шипами. Но логопеды создают еще и свои.

Вот инструкция: возьмите несколько круглых маленьких контейнеров из-под медицинских бахил, положите в них горошины, пуговицы, любое, что будет «звучать». Закройте контейнер и свяжите на него чехол с помощь спиц и ниток, если сумеете, конечно. Получатся маленькие разноцветные мячи. Играя с ними, ребенок должен найти парные по звучанию мячики.

Игры с перекидыванием мяча освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях, регулируют силу и точность движения и… развивают речь.

Педагоги сами пробовали все игры с мячом, балансировали на нейротренажере, писали буквы, читали слоги, в общем, складывали новое в свои копилки. А сидевшая рядом коллега, которая всё усиленно записывала в блокнот, посмотрев на меня, сказала:

– Я часто увиденное адаптирую под своих воспитанников и в ходе такой работы придумываю уже что-то свое. Полезные мероприятия. Мне нравится учиться!

Действительно, высокое качество образования возможно только при высоком уровне компетентности педагогов. А это зависит от нас с вами.

На конференции побывала Наталья Жукова, педагог
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», 06.09.2024