Зачем нам американское СП?!

рабочие делают дорогу

Стратегическое планирование (СП) – что это вообще такое и зачем нам нужно о нем знать? Наверное, многие рассуждали в таком ключе, планируя солнечные выходные.

Между тем, открытый лекторий краеведческого музея «Город. Инструкция по применению» близится к завершению, и предпоследняя его тема звучала так: «Стратегическое планирование в России. Правовая основа и достигнутые результаты в Тольятти». Читал ее человек, известный в нашем городе, секретарь общественного совета по стратегическому планированию при думе Тольятти Владимир Иглин.

Слушателей набралось с полтора десятка. Непросто говорить увлекательно на такие сложные и малопонятные темы. К сожалению, мне пришлось уйти, не дождавшись самого главного: каких же результатов удалось достичь при помощи стратегического планирования в Тольятти. При этом заинтересовала прозвучавшая в начале лекции фраза:

– Самаро-тольяттинская агломерация будет экологической столицей России, а набережной хотят испортить…

Набережная мешает экологии? Впрочем, хотя Иглин «зеленый» или был таким, СП – это не про отдельно взятую экологию.

Вообще четкого определения, что такое СП, я не услышала и заглянула в интернет:

– Стратегическое планирование – механизм управления, направленный на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития.

СП придумали в Америке в начале 70-х годов и применяли на практике в компаниях «Дженерал Электрик», «Кока-кола» и ИБМ.

При этом с 1923 по 1991 год в СССР существовал Госплан, как напомнил лектор. Плановую экономику принято стало осуждать, считая, что будущее за рыночной. Американские ученые в 70-х годах тоже полагали, что СП не нужно, раз более полвека удается успешно развивать свободный рынок. Получается, что обе державы смотрели через океан с завистью друг на друга? Они у нас позаимствовали, по сути, плановую экономику, мы уже у них – рыночную, а теперь вот поняли, что были неправы?

– С 1929 по 1955 годы у нас была первая экономика Европы и вторая – мира. Продолжительность жизни увеличилась на 29 лет, в 4 раза выросла заработная плата, в 5 раз – вклады…

Я и многие слушатели, уверена, ни о чем подобном раньше не слышали. А всё потому, что последовательно и планомерно развивались отрасли. С 1913-го – энергетика, и к 1947 году мы оказались на первом месте в Европе. Странно, ведь в эти же годы в избах нашей области жгли лучину, а в Лондоне еще в 1863-м заработало метро. Но мы всё равно первые…

Когнитивный диссонанс у меня вызвало и утверждение, что, развивая машиностроение и авиацию, страна к 1940 году была готова к войне.

Уничтожение системы планирования, по словам лектора, началось в 1987 году. А в 1993-м появились федеральные целевые программы, в 1995-м вышел закон о государственном прогнозировании. В 2003 году появляются нацпроекты и ведомственные программы, в 2010-м – государственные программы, в 2012-м – майские указы, наконец, в 2021-м – указ об утверждении основ государственной политики в сфере стратегического планирования. У меня наивные вопросы: чем придумывать разные как будто бы звучные названия, не проще было вернуть Госплан?! Зачем нам американское СП?!

СП изначально прилагалось к отраслям экономики, как я поняла. Какие результаты оно может дать на отдельной территории, такой, как наш не самый огромный город? Может, пропустила какой-то логический переход, но именно благодаря СП создана Самаро-тольяттинская агломерация. И сейчас в работе создание кольцевого маршрута для транспорта вокруг Самарской Луки. Но пока подобный маршрут доступен только для железнодорожного транспорта.

Поможет ли СП построить еще один автомобильный мост или расширить железнодорожный в районе Октябрьска? В 50-е годы изначально только железнодорожный Императорский мост возле Ульяновска ведь расширили. Ах, да, тогда же у нас была первая в Европе экономика. И ГУЛАГ еще…

Есть еще проблема, даже более насущная, чем дороги. Это вода:

– Вода заканчивается, никто не знает, насколько хватит запасов…

Наверное, не обладаю системным мышлением, необходимым для понимания и развития СП, каюсь. Может, какие-то вопросы в конце лекции помогли бы лучше разобраться в теме. Но я не одна такая, кое-кто задремал, заслушавшись.

Следующая, последняя лекция привлечет, уверена, намного больше слушателей. Тема ее отзовется во многих сердцах: «Экология дачи». А прочтет ее заместитель директора института экологии Волжского бассейна Станислав Самсонов.

Тамара Ушакова, «Вольный город Тольятти»