Зачем искусство?

картины айвазовского

Очередная лекция интеллектуального клуба «Химия слова» собрала в зале ДК «Тольяттиазот» тех, кто всерьез озадачился вопросом: «Зачем искусство?»

А также тех, кому посчастливилось учиться на филфаке Самарского университета, точнее, тогда еще Куйбышевского, с Валерием Бондаренко. Таковых в нашем городе тоже немало.
Бондаренко в Самаре известен как арт-директор и лектор клуба друзей кино «Ракурс», элитного и даже легендарного. Кроме того, он ведет различные медийные проекты и пишет книги, позиционируется как кинокритик, киновед, журналист и перформер, член Союза кинематографистов России.

Его самого несколько удивило, что организаторы «Химии слова» из ряда предложенных им лекций выбрали эту, не на тему «важнейшего из искусств», по определению вождя пролетариата, и не на тему Серебряного века поэзии.

– Зачем искусство? Гегель в четырех томах своих «Лекций по эстетике» с трудом ответил на этот вопрос. С ним, этим вопросом, бился Шопенгауэр, но так и не был удовлетворен найденным ответом. Я не знаю ни одного поэта, ни одного писателя и вообще ни одного умного человека, который бы сумел на него ответить. Если вы встретите человека, который знает ответ – бегите от него, искусство закончится, когда ответ будет найден…

Понимать искусство, по мнению лектора, нельзя. Но можно понять его отсутствие:

– Достаточно посмотреть фильм всего десять минут и сделать такой вывод: общие места, мертвые материи, всё завершено и закончено.

Дени Дидро говорил:

– Поэт, стремись к темноте.

Искусство не должно быть понятным. Преподаватели, которые дают определения категориям искусства – худшие. Впрочем, древние греки, в частности Аристотель, все-таки определили некую категорию – поэзис – как явление в присутствие.

– Вещь, явившаяся из небытия. Мы тоже поэзис, мы явились из ниоткуда, из антиматерии. Явились в присутствие, только не поэтическим способом…

Максимилиан Волошин обвинил Гоголя в том, что он явил, создал, сотворил – кого? Чичикова, Собакевича, Подколесина. Зачем? Лев Толстой, по мнению лектора, совершил нечто более ценное:

– Прошло более века, а Наташа Ростова существует, она жива. Нас не станет – она пребудет следующие столетия.

К творцам, поэтам, создателям языка Бондаренко, с юмором, конечно, отнес и… Валентину Матвиенко, с легкой руки которой академиками узаконено такое слово, как сосули. Конечно, ей далековато до Карамзина, который ввел в наш великий и могучий такие понятия, как трогательный, впечатление и даже катастрофа. Ну, времена меняются, а язык – вместе с ними…

Есенин называл себя божьей дудкой, когда Бог переставал играть, он впадал в запой от отчаяния. Моцарт за 33 дня до смерти создал свою «Волшебную флейту», Юрий Тынянов диктовал между провалами в беспамятство свой великий роман. Все они выполняли миссию являть в присутствие ставшие потом достоянием человечества нематериальные вещи.

– Что такое философия? Одно из самых точных определений – это способ оказаться дома. Второй способ оказаться дома – искусство. Третий – религия. Иногда эти пути пересекаются. Если человек разбирается в одном из видов искусства, способен постичь гармонию в живописи или музыке, ему проще постигнуть и другую гармонию, и в целом секреты мироздания, так как одни умные формы притягиваются другими умными формами…

Что это такое, умная форма? Человек перед захватившим его шедевром, например, картиной, как бы растворяется, перестает существовать как субъект. Мы говорим просто: он восхищен.

– Восхищение – это приглашение в умную форму…

Не будет этого – искусство уйдет, оно может уйти, перестает существовать, если мы о нем перестаем думать, им восхищаться. Художники, как и философы, – адепты умных форм, они пребывают в вечном процессе формирования истины. Но только стоит истине сформироваться – как она исчезнет:

– Это закон всего на свете. Историю искусства необходимо переписать, в той, что мы существуем, жить невыносимо. Если я еще раз услышу выражение «поэты пушкинского круга», то могу умереть. Хотя они действительно были…

Так зачем искусство?

– Может быть, вы зря сюда пришли? – спросил перед началом лекции Валерий Бондаренко. – Ничего особо важного я вам не скажу, но если вы все-таки останетесь, поговорим о милых сердцу мелочах, об искусстве, например…

Люди все равно будут делиться на два лагеря. На тех, кто видит забор – реальность и вполне удовлетворен этим, совершенно не собираясь за этот условный забор заглянуть. И тех, кто пытается, «подпрыгивая», по выражению Бондаренко, являя из потустороннего, нематериального мира нечто. Что есть, по выражению поэта, «красота, ненужная в семье», неуловимое, непостижимое – искусство…

Следующая лекция интеллектуального клуба состоится 2 апреля. Тема – «Чему и как нужно учить наших детей?», лектор – доктор педагогических наук, заслуженный учитель России Евгений Ямбург.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»