Зачем это нужно Юлии???

сотовый телефон держит девушка

В суде Центрального района прошло интересное заседание. Повод вроде бы негромкий, но за ним видны более масштабные проблемы. Не претендуя на истину в последней инстанции, чем часто грешат журналисты, попытаемся разобраться в сложившейся ситуации, тем более мы об этом уже немного писали.

Пятое постановление

Игорь Богачев – один из руководителей тольяттинского предприятия «Алхим», которое уже несколько лет пытаются захватить конкуренты. Разными способами они инициируют многочисленные проверки и откровенно радуются, если представители надзорных органов хоть что-нибудь найдут.

Алхимовцы успешно отбивают атаку за атакой, устраняют выявленные недостатки, при этом успевают производить сульфат алюминия, необходимый для очистки питьевой воды. Эта продукция признана мэрией стратегической, поэтому «Алхим» включен в список важных для города предприятий.

Заместитель директора «Алхима» Игорь Богачев, чтобы не пользоваться авторучкой, делает голосовые записи, так ему удобнее. Каким-то образом одна из записей (а может, не одна!) оказалась у хабаровчанки Юлии К., которая прилетала в Тольятти и попросила следователя приобщить «вещественное доказательство» к уголовному делу о незаконном предпринимательстве без лицензии. И следователь почему-то без лишних слов приобщил.

О том, что на записи звучит голос Богачева, хабаровчанка была уверена. При этом никаких исследований по аудиозаписи на принадлежность голосов… никто не проводил.

– Я по специфике работы часто общаюсь со специалистами на различные темы: проектирование, закупка оборудования, запчастей. Звучат цифры, технические параметры. Чтобы всё это не держать в памяти, записываю на диктофон, а потом прослушиваю. Как запись попала к журналистке, которая ищет у нас только негатив? За мной кто-то следил? С помощью спецоборудования записывал мои разговоры? На каком основании?

Юлия на эти справедливые вопросы ответила, что запись ей передал некий человек, которого она не будет называть, как источника информации. Самое странное, следователя такой ответ устроил. Я подал официальное заявление с просьбой привлечь к уголовной ответственности журналистку за сбор сведений о моей частной жизни и нарушение тайны переписки, – горячился Игорь Николаевич.

Было это накануне Нового года. За прошедшие девять месяцев Богачеву пять (!) раз отказывали в возбуждении уголовного дела, дескать, в действиях Юлии нет нарушений. Каждый отказ он успешно обжаловал руководству Центрального межрайонного следственного отдела (Тольятти). Нынешнее судебное заседание было посвящено как раз пятому обжалованию.

Почему именно оно, а не другое, скажем, второе или четвертое, привлекло мое внимание? Потому что стало известно, что на судебное заседание придет Юлия. Интересно было посмотреть на жительницу Дальнего Востока, которую постоянно волнует тольяттинское предприятие. За ее подписью в надзорные органы поступили десятки негативных запросов, касающихся исключительно «Алхима». Вероятно, на том краю земли нет более важных экономических, экологических и социальных проблем.

Заодно я посмотрел стоимость перелета Хабаровск – Курумоч. Цены на авиабилеты достаточно дорогие – в одну сторону примерно 30 тысяч рублей и больше, а длительность полета составляет 10 часов. Не каждый решится на такое путешествие. Но Юлия и раньше была в нашем городе, догадайтесь с трех раз, что ее интересовало?

Прилетела Юлия и теперь. Что сказать про нее? На мой взгляд, выглядит не очень, но в словах цепка и напориста. Ее сопровождал, словно маленький паж, Станислав В., называющий себя экологом.

Грустный старший следователь

В ходе судебного заседания обсуждались законность отказа в возбуждении уголовного дела в отношении Юлии и формализм органа следствия, проводившего проверку по заявлению Богачева. Сама аудиозапись беседы не воспроизводилась, лишь прозвучало, что ее длительность составляет 6 минут 30 секунд.

Интересный диалог вышел у адвоката Николая Шпакова, представляющего интересы «Алхима» и его сотрудников, и старшего следователя.

– Юлии, по ее словам, кто-то принес флешку с записанным разговором. Кто именно? Вы установили законность получения информации? – спросил Николай Иванович.

– Не установили, – ответил следователь.

– Это копия. А первоисточник вы изъяли?

– Нет. Юлия сказала, что он не сохранился.

– Вы это проверяли?

– Нет.

– Вы проводили лингвистическое исследование записи?

– Нет, – грустно ответил следователь, а потом добавил: – его проводили не мы, а в следственном отделе Центрального района в рамках другого уголовного дела.

Выглядел старший следователь невесело и отвечал не очень убедительно. Он, вероятно, знал, что у старшего советника юстиции (полковника) в отставке Николая Шпакова большой опыт следственной работы и надзорной деятельности, поэтому говорил односложно. Я поймал себя на мысли, что следователю, наверное, сейчас больше всего хочется побыстрее уйти отсюда.

Это притом, что судья почему-то отклонила часть острых вопросов Шпакова. Иначе представителю следствия стало бы совсем грустно.

Зато Юлия командным голосом вела полемику с Богачевым и Шпаковым. Ей даже судья сделала на этот счет замечание. Что говорила хабаровчанка? Что записанный разговор не имеет отношения к личной жизни. Что отказывается называть того, кто предоставил запись. Что уголовное дело в отношении «Алхима» несколько месяцев назад прекращено из-за либерализации действующего законодательства.

Тут Николай Иванович уже не выдержал:

– У меня в руках постановление о прекращении уголовного дела в связи с отсутствием события преступления! Повторяю: отсутствие события преступления! Иными словами: не было никакого преступления!

Но Юлия продолжала гнуть свою линию и как некий итог выдала:

– Богачев сам о себе распространил компрометирующие сведения!

У Игоря Николаевича даже брови поднялись:

– Я о себе сам распространил?! Зачем?

Перед оглашением решения был объявлен перерыв. Обычная практика, ничего особенного. И хотя по настрою судьи уже можно было предположить, чем все закончится, я решил дождаться финала.

Юлия встала с места и пошла к выходу. Тут ее и начал фотографировать тольяттинский блогер. Это вызвало у жительницы Хабаровска чуть ли не гнев:

– Вы не имеете права меня фотографировать! Я не давала на это свое разрешение! Прекратите!

– Это общественное место, здесь не требуется разрешения для фотосъемки, – спокойно ответил блогер.

Волохин демонстративно молчал. Но когда следователь вышел из зала, он поспешил за ним, а через минут десять вернулся и что-то тихо сообщил Юлии.

Как я и предполагал, судья отказала алхимовцам в удовлетворении жалобы.

Апелляционная жалоба

Естественно, постановление районного суда Игорь Богачев обжаловал, считая, что его надо отменить. Приведу лишь несколько доводов потерпевшего.

«Судом Центрального района не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на выводы… А выводы суда содержат существенные противоречия.

Так, лингвистическое исследование, на которое ссылается суд, не соответствует требованиям УПК РФ. Экспертное исследование в рамках настоящей процессуальной проверки не проводилось. Присутствующий в судебном заседании старший следователь подтвердил данный факт.

Текст лингвистического исследования, приобщенный к материалам проверки, свидетельствует о том, что решение о проведении такого исследования в ходе проверки не принималось, компетенция лица, поручившего исследование, и компетенция специалиста, проводившего исследование, не установлены. Специалист не был предупрежден об уголовной ответственности в соответствии с требованиями УПК РФ.

Методика проведения исследования, использованная литература в тексте исследования, как это требует закон, не отражены. Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконности указанного лингвистического исследования. Кроме того, источник происхождения данного исследования не установлен…

Суд произвольно указывает, что учитывает, что сам заявитель с какими-либо ходатайствами об истребовании дополнительных документов или каких-либо экспертиз в рамках проводимой проверки не обращался, как и не обращался с жалобами на действия следователя. Фактически Богачев многократно обращался с жалобами о несогласиис вынесенными решениями. В том числе в вышестоящие инстанции…

Версия о доставке аудиозаписи в офис, расположенный в Хабаровске, также не выдерживает никакой критики. Где расположен Хабаровск, и где Тольятти?

Все события, связанные с указанной аудиозаписью, происходят в Тольятти, и нет никакой необходимости доставлять запись в далекий Хабаровск, чтобы там ее отдать, при наличии достаточного количества правоохранительных органов и редакций СМИ в нашем городе, а также присутствия здесь сподвижников Юлии в создании отрицательного имиджа «Алхиму»…

Вывод органа предварительного следствия о том, что, поскольку аудиозапись осуществлялась Богачевым, в связи с чем имеются основания полагать, что она была передана огласке самим Игорем Николаевичем, является не только несостоятельным, но и надуманным. В ходе проверки Богачев не сообщал о том, что он лично передал указанную аудиозапись кому-либо, в том числе и Юлии. Других оснований для такого вывода материалы проверки не содержат…

Юлия не отрицает, что согласия Богачева на сбор и распространение указанной информации о его частной жизни у него не получала. Однако данная информация в свободном доступе не находилась и была распространена Юлией впервые…

Проведенная формальная проверка и принятое основанное на голословных утверждениях процессуальное решение свидетельствуют о невыполнении задач и принципов уголовного судопроизводства указанным правоохранительным органом, а также невыполнении задач восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан…»

Апелляционная жалоба большая по объему, не стану нагружать читателей юридическими терминами. Суть ее, уверен, понятна и так. Слово теперь за коллегией по уголовным делам областного суда.

В заголовок этого материала я вынес строчку из песни Михаила Матусовского. Припев ее очень символичен:

Как, скажи, тебя зовут?
И она ответила: Победа.

Я верю, что и в этом деле справедливость восторжествует и победа будет на стороне алхимовцев.

Сергей Русов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 39 (1525) 11.10.24