Зачем читать?

    ученик идет в школу

    – Вообще, подростковое чтение – это огромный пласт литературы. Не только за одну, но даже и за десять лекций его невозможно охватить. Поэтому наш разговор будет не обзорным, а скорее проблемным, – с ходу уточнил известный лектор, филолог и радиоведущий Леонид Клейн. – Привычка к чтению – как дворянство, она может быть потомственной, а может быть личной. Правда, личное читательское дворянство – штука крайне редкая.

    В ДК «Тольяттиазот» в рамках популярного проекта «Химия слова» прошла замечательная лекция «Подростковое чтение: между устаревшей классикой и зыбкой современностью». Устарела ли детская классика? Скучны ли современному подростку приключения героев Жюля Верна, Стивенсона? Есть ли что-то в школьной программе, что действительно цепляет сознание юного читателя? Или урок литературы – это сплошное насилие? Как разобраться в море современной подростковой литературы? И как родители могут найти общий язык со своим ребенком, если они не читали «Гарри Поттера»?

    На самом-то деле книги о Гарри Поттере учат детей терпимому отношению к тем, кто на них не похож. А еще показывают, как умение противостоять мелким неприятностям формирует человека, готового отстаивать свои убеждения и защищать любимых ценой собственной жизни. Но не буду забегать вперед.

    Зачем читать?

    – Есть множество известных способов пристыдить ребенка, который не читает: мы вот читаем, а ты почему – нет? Вот вы, современные дети, сидите в своих телефонах и компьютерах, а раньше…

    Еще есть некая вмененная идея, что чтение – обязательно. Но это всё не способствует чтению. Потому что единственный способ привить ребенку желание читать – это читать самому и обсуждать с ним прочитанное. Но вести разговор не в рамках школьных оценок, сочинений и заданий, а так: понравилось или не понравилось, понял или не понял. Для этого, конечно, нужно школьные произведения перечитывать самому, – посоветовал радиоведущий.

    – Часто слышу от родителей: мы ему и к компьютеру не разрешаем подходить, пока книжку не почитает, и код поставили на телевизор, а он всё равно не хочет. Спрашиваю: вы сами много читаете? Оправдываются: мол, загружены работой, некогда. Какие тут могут быть претензии к ребенку? Всё идет из семьи. Чтение – это некий генетический культурный код. Насильно приучить нельзя, можно только передавать личный опыт. Ребенок обязательно начнет читать, если вы сами читаете.

    Еще совет лектора – читайте «старые» книжки по-новому. Вот мама искренне считает, что из сказок Пушкина ее семилетний ребенок уже вырос. Когда в своей радиопрограмме «Каменный гость» Клейн рассказывает про сказки Пушкина, ему пишут комментарии: я не хочу выходить из машины, хочу дослушать. Сказки Пушкина – они для взрослых. Все гениальные детские книжки написаны талантливыми взрослыми. И говорят об очень сущностных вещах.

    «Мэри Поппинс» – книга о том, что у родителей нет времени заниматься с детьми. И что детство обязательно уйдет. «Дюймовочка» – это мощный художественный пасьянс семейных отношений. «Винни-Пух» – потрясающий набор характеров.

    Вообще, если вы действительно хотите, чтобы ребенок встал на путь чтения, нужно разговаривать с ним о прочитанном. И еще смотреть хорошее кино и обсуждать его с ребенком, говорить обо всех культурных объектах вокруг, мимо которых идете, едете. Это не сложно. Нужно лишь обратить на них внимание.

    Очень важно – читать вслух. Настоящую классическую литерату, и восторгаться ею вместе с ребенком. Рекомендуются аудиокниги – и не нужно бояться, что дети чего-то не поймут.

    С каких книг начать?

    Мы читаем в школьные годы много, а о чем читаем – не понимаем. Вот в программе международного бакалавриата, где преподает Леонид Клейн, литературный курс, рассчитанный на два года, состоит всего из… 15 произведений.

    На самом деле школьному литературному образованию сегодня больше всего нужна реформация, обращение к смыслу, тексту. А главная задача литературы состоит в том, чтобы достучаться до сознания и сердца ребенка.

    – Есть ли, по вашему мнению, герой со страниц книг, который мог бы быть примером для подражания? – вдруг прозвучал вопрос из зала.

    – Я думаю, что современная культура очень многообразна, и потому героев множество, в том числе литературных. К тому же, все мы живем в разных прослойках, и я бы не обобщал. Есть нишевая культура. Есть Гарри Поттер, Бэтмен, Человек-паук – и это тоже герои со своей мифологией. А есть еще герои из никуда не ушедшей литературной классики, потому что до сих пор случаются современные экранизации произведений Достоевского и Толстого. В театрах идут спектакли, поставленные по классическим пьесам, и залы полны.

    В русской литературе не так много произведений, в которых у героя что-то получается, он достигает успеха, и при этом сам – хороший человек. Об этом можно и самим подумать, и ребенку подсказать.

    Таких произведений немного, потому что в целом русская литература про то, как жизнь ужасна. Например, «Евгений Онегин». Всё плохо, полные несовпадения. Сначала она любила его, потом он ее, а потом было уже поздно.

    Что было бы, живи теперь Евгений Онегин и Татьяна Ларина? Наверняка этот вопрос хоть однажды, но задавали себе все поклонники знаменитого пушкинского романа. Так вот, молодая французская писательница Клементина Бове решила не мучиться в догадках, а сочинить продолжение «Евгения Онегина», перенеся действие в наши дни. Так родилась «Ужель та самая Татьяна?» Благодаря издательству «Самокат», переводчику Дмитрию Савосину, роман опубликован на русском языке. Кстати, название к роману придумал Леонид Клейн.

    Ее герои, как и их классические предшественники, встречаются, чтобы потом расстаться и через десять лет столкнуться вновь. Но уже не на балу, а в метро. И Татьяна «не отдана другому», а успешно делает карьеру: окончила университет, защищает диссертацию. Евгений, конечно, понимает, что жить без нее не может. А она? Чем она ответит ему сейчас?

    Сюжет известен, но в этой книге финал открыт, и пока мы не дочитали до самого конца – не знаем, чем завершит Клементина Бове, которая с невероятной виртуозностью играет с читателем, точно так же, как Пушкин делал это в своем романе. Для вдумчивого учителя старших классов, для подростка, взрослого этот роман – просто невероятный подарок.

    А вот повесть «Калечина-малечина» современной российской писательницы Евгении Некрасовой.

    – Я прочту вам: «Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится – так себе считалка, но Катя всегда повторяла ее, чтобы переждать что-то плохое. Мама стояла за спиной и расчесывала Катины серые волосы. Катя сидела на табурете, в пижаме, на пижаме – цыпленок с сачком, в сачке – червь. Катино запястье сжимала резинка для волос, которая нужна была для закрепления косы.
    Катя катится-колошматится, Катя катится-колошматится. Расчесывание – это как убивание. Каждый раз, когда гребень тащился по Катиным волосам, ей казалось, что кожа на голове сейчас повыдернется пучками. От расчесывания и тугой косы болела башка. Катя иногда думала рассказать об этом, но мама повторяла, что длинные волосы – очень женственное украшение.

    Четыре месяца назад Катя увидела на улице девочку без волос. Ее, как и Катю, вела за руку мама. Девочка несла свою лысину как корону и вся была очень хрупкая и красивая. Катя сказала маме, что хочет такую прическу. Мама испугалась, протащила Катю за руку дальше и тихо прокричала, что Катя не должна хотеть быть, как эта девочка, потому что та сильно болеет и скоро умрет».
    Это прекрасная, трагическая повесть о подростке. Простой, рутинный сюжет: девочка, на которую кричит папа, а в школе издеваются ровесники. Такая обыкновенная история, к сожалению, о брошенном, недолюбленном подростке. Но в какой-то момент сюжет становится волшебным, удивительным, даже страшным. Оказывается, что в квартире этой Кати живет Кикимора – волшебное существо, а еще друг, помощник, враг, партнер, который начинает решать все ее проблемы.

    Как отметил литератор, дело еще и не в сюжете, а в невероятном русском языке, которым написана повесть. Фонетическое созвучие считалки: Катя катится-колошматится – мощнейшее погружение во внутреннюю речь ребенка. Он сам себя заговаривает от плохого, с помощью языка пытается оградиться от ужасных вещей в этом мире…

    P.S. Следующая, не менее нужная и познавательная лекция под названием «Вакцины – как жертвы собственной эффективности» пройдет в ДК «Тольяттиазот» в пятницу, 5 марта, в 19:00. Всё о вакцинах, которые позволяют обуздать распоясавшиеся инфекции, расскажет врач-терапевт высшей категории, научный журналист, автор книги «Пациент разумный» и видеоблога «Военврач» Алексей Водовозов.

    Алина Нестерова, газета «Вольный город Тольятти»