В «Колесе» состоялась премьера, работа над которой продолжалась практически весь этот трудный год.
И она порадовала то, пожалуй, подавляющее большинство зрителей, которые приходят в театр совсем не для того, чтобы загрузиться глобальными проблемами (их и без того достаточно в сегодняшней реальности), а чтобы об этих проблемах забыть, отдохнуть и повеселиться.
Режиссер – художественный руководитель «Колеса» Михаил Чумаченко взял одну из самых кассовых пьес британского сценариста и драматурга Дейва Фримана «Люкс для иностранцев». Пьеса создана в 70-е годы прошлого века, но у нас в стране стала ставиться недавно. Это чистейшая комедия положений, замешанная на перипетиях отношений двух супружеских пар, заселенных по недоразумению в один номер захолустного отеля на задворках Европы.
Вечер премьеры пришелся на день рождения Андрея Чураева, исполнителя роли швейцара Карака. Он первым появляется на сцене и задает импульс к дальнейшей неразберихе. Но первой мы видим сцену, и поэтому, прежде чем перейти к оценке комических дарований актеров «Колеса», следует отметить впечатляющую сценографию.
Если зрителю предлагают так называемую кассовую комедию, именно тот жанр, который расходится в антрепризах, то часто решение пространства оказывается довольно скромным – несколько легко монтирующихся предметов интерьера на фоне простеньких декораций. Но главный художник театра Сергей Дулесов продолжил отмеченную в предыдущей премьере «Васса» тенденцию к грандиозности. Главное в ней – включение в работу вертикалей вместо привычных горизонталей.
Декорации простираются до самых колосников! Могучие колонны в стиле лофт, высокие окна и двери вполне соответствуют предписанным автором пьесы условиям существования героев, которые оказались в довольно древнем отеле, где всё разваливается, течет и заклинивает. Перемонтировать на сцене ничего по ходу действия не нужно, так как оно продолжается всё время в этом сомнительном люксе.
Сюжет пьесы не лишен некоторых специфических особенностей. Герои оказываются в городке на границе Франции и Германии в день проведения фестиваля Святого Вольфганга, их состав многонационален, так что для постановщика есть возможность повеселить зрителя как забавными речевыми эффектами, происходящими от взаимного непонимания: бубонная чума – бубновая чума, так и использованием монашеских одеяний.
В последнем случае, конечно, никакого святотатства, в Европе же католицизм. Зато фраза блистающего в комическом амплуа Чураева вызывает взрыв смеха в зале:
– Я только что встретил монахиню с голым задом!
Впрочем, смех практически не смолкал, первоначальный посыл автора комедии и ее постановщика поддержал зарекомендовавший себя в подобных постановках состав актеров. Роман Верхошанский – возможно, первый комик «Колеса», ну за исключением Амшинского, который в этом спектакле не задействован.
Его сценической визави уже не в первый раз выступает Марина Филатова, Хельга, – добропорядочная немецкая супруга француза Клода. В этой роли многие впервые увидели Кирилла Имерова. Мне кажется, у него очень востребованный типаж. Красотка Елена Добрусина в роли яркой Симоны, не только комичный, но и талантливо исполняющий оперную арию Андрей Бубнов вместе со Светланой Тихомировой (жена Стенли – Верхошанского, также новая актриса «Колеса») составляют в целом весьма симпатичный ансамбль.
Это первый состав; было бы интересно посмотреть, как с одной из самых комичных ролей, в первый день выпавшей Роману Верхошанскому, справляется не менее талантливый другой Роман – Михайлов.
Сюжет постановки не впервые колеблет мой патриотизм. Нет, такие перипетии редко в уме отечественного драматурга могут возникнуть. Или им там, в Европе, так просто и легко живется, не мучают серьезные моральные и идеологические проблемы? Кто знает, времена-то поменялись за полвека.
Подозрительного происхождения швейцар Карак со смешным акцентом (актер Андрей Чураев) заявляет, что он уже гражданин Франции с хорошей пенсией и никому не позволит покушаться на святое – права иммигранта. А это вот и стало одной из серьезных сегодняшних проблем Европы.
Но и других тоже хватает, как им, так и нам, – год такой выдался. Но разве это причина отказаться от просмотра комедии, замешанной на людских слабостях и склонности к адюльтеру?!
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»