«Забираем машины на штрафстоянку, а тем, кто не согласен, мы просто возвращаем деньги»

эвакуируют автомобиль

В редакцию «Площадь СВОБОДЫ» обратился житель Тольятти Андрей З., автомобилист, у которого возникло подозрение в том, что эвакуаторы у торговых центров нашего города, а может, и в других местах, работают незаконно. И соответственно, незаконно собирают деньги с населения. Подозрение возникло не на пустом месте. Мужчине удалось через суд доказать неправоту ГИБДД, наложившей на него штраф за незаконную, на первый взгляд, парковку.

Необоснованный штраф

Как рассказал Андрей, в июле 2019 года он остановился под знаком «Стоянка запрещена» у ТРК «Капитал». Останавливаться под таким знаком можно не более чем на пять минут. Мужчина думал, что успеет, но, сходив в магазин до банкомата и вернувшись, обнаружил, что машины уже нет. Позвонив в полицию, выяснил, что автомобиль эвакуирован на штрафстоянку. Пришлось заплатить штраф 1500 рублей за нарушение ПДД (ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ) и 1700 рублей за работу эвакуатора (ООО «Городская служба эвакуации»), который увез машину предполагаемого нарушителя на штрафстоянку по ул. Воскресенской.

Мужчина решил обратиться с жалобой в суд, считая, что штраф выписан необоснованно, так как машина находилась под знаком менее пяти минут и к тому же дорожный знак был установлен явно не по ГОСТу – на эстакаде. Решив покопаться в ситуации, автомобилист выяснил еще более интересный момент. Обратившись в муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения» (МКУ «ЦОДД»), он выяснил, что, оказывается, все знаки у ТРК «Капитал» установлены самовольно, а значит, незаконно. Представленный в суд письменный ответ ЦОДД стал основанием для удовлетворения жалобы автомобилиста и отмены постановления ГИБДД о штрафе. В решении суда отмечено, что «доказательств законности установки дорожного знака 3.28 у ТРЦ «Капитал» не имеется, напротив, информация мэрии г.о. Тольятти, ГИБДД У МВД России по г. Тольятти и МКУ «Центр организации дорожного движения г.о. Тольятти» свидетельствует о самовольной установке данного знака».

«Мы лет пять так работаем»

Как рассказал Андрей, в суде инспектор ГИБДД Кашаев А.И. сообщил: «Мы лет пять так работаем. Забираем машины на штрафстоянку, а тем, кто не согласен, мы просто возвращаем деньги».

По словам автомобилиста, и судья, и он сам были просто в шоке. Выявленный факт заставил Андрея задуматься о многом. Например, законны ли дорожные знаки, установленные у других торговых центров, каков объем незаконно наложенных на автомобилистов штрафов и действительно ли сотрудники ГИБДД не в курсе, что составляют протоколы, не имея на это законных оснований? Как считает Андрей, это исключено.

«У сотрудников должна быть одобренная ГИБДД схема дорожных знаков, – рассуждает автовладелец. – Кроме того, сотрудники обязаны знать и соблюдать законы. Если вы поедете на запрещающий сигнал светофора и потом скажете: «Я не знал», кого устроит такое объяснение?»

Не думай, плати

Тем временем, как рассказал Андрей, майор полиции Пеньков О.В. не согласился с решением суда об отмене штрафа и подал апелляционную жалобу, в которой указал, что, по сути, дело участника дорожного движения не думать, а просто повиноваться и платить.

«Правила дорожного движения не предоставляют возможности водителю рассуждать о правомерности установки средств дорожного регулирования, а обязывают их соблюдать установленные предписания», – указал майор в апелляции.

Далее еще интереснее: «Освобождение от ответственности за совершение нарушений делает законодательство об административной ответственности неэффективным, так как цели наказания реализуются не в полной мере; обесцениваются усилия по выявлению и пресечению нарушений, подрывается авторитет правоохранительных органов; безнаказанность провоцирует на новые правонарушения одних и служит негативным примером для других, свидетельствуя о бессилии органов государственной власти».

Однако апелляционная инстанция не согласилась с доводами представителя ГИБДД, отказав ему в удовлетворении жалобы и оставив в силе решение первой инстанции.

Кто поставил, неизвестно

Интересно, что в практике судов Тольятти есть аналогичное дело – о незаконно вынесенном сотрудником ГИБДД постановлении, датированное еще мартом 2014 года. Тогда автомобиль «Тойота» был оставлен под таким же знаком «Стоянка запрещена» (3.28), к сожалению, без указания места. И точно так же автовладелец обратился в ЦОДД, где пояснили, что в схеме дорожных знаков МКУ такой знак отсутствует, на балансе ЦОДД не значится, а значит, установлен самовольно.

Любопытная деталь: в решении суда указано, что департамент дорожного хозяйства и транспорта мэрии не располагает сведениями о лице, самовольно установившем знак. Однако на момент рассмотрения дела самовольный знак был демонтирован органами местного самоуправления.

В итоге суд отменил постановление сотрудника ГИБДД о привлечении к ответственности автовладельца.

ГИБДД: у 80-90% ТЦ все хорошо

По этой очень интересной теме корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» обратился в Госавтоинспекцию. Вот что нам пояснил начальник отдела организации дорожного движения ОГИБДД УМВД России по Тольятти Руслан Абдулов:

«Федеральное законодательство устанавливает, что дорожное движение, включая установку технических средств организации движения, дорожных знаков, обязан организовывать собственник дороги, в данном случае – собственник парковочной площадки у торгового центра. Он должен устанавливать дорожные знаки согласно схеме организации дорожного движения, в которую, кроме знаков, входят пешеходные переходы, дорожная разметка. Данную схему собственник разрабатывает либо самостоятельно, либо обращаясь в проектную организацию. Что касается отдельной ситуации, нужно рассматривать ее отдельно. Возможно, дорожный знак был нечитаемый, может, отсутствовала табличка. У «Капитала» стоит много знаков, но если мы говорим о фото, которое представил гражданин в Интернете, то этот знак установлен в соответствии с государственными стандартами. Однозначно могу сказать, что 80-90% торговых центров следят за техническими средствами, вовремя их обновляют, что нам известно по итогам ежегодных рейдов».

Знаков стало еще больше

Тем временем обратившийся в редакцию автовладелец, оказавшийся человеком юридически подкованным, задался вопросом, привлекает ли ГИБДД к ответственности владельцев торговых центров, самовольно устанавливающих дорожные знаки, что, напомним, прямо запрещает ПДД (п. 1.5). За данное нарушение предусмотрена административная ответственность по ст. 12.33 КоАП РФ со штрафом на юридических лиц до 300000 рублей.

По логике вещей, ГИБДД должна была обратиться к владельцу ТЦ, составив протокол о нарушении по вышеуказанной статье и потребовать демонтировать самовольные дорожные знаки. Однако, как сообщил наш читатель, дорожных знаков у «Капитала» стало еще больше, что привело его в недоумение. Очень маловероятно, что за столь короткий срок владелец заведения узаконил знаки, ведь это достаточно длительная во времени процедура, считает автолюбитель. При этом по итогам всех согласований в газете должно быть опубликовано объявление об установке знаков. Ничего подобного наш читатель не припомнит.

Гражданин считает, что в действиях сотрудников ГИБДД по привлечению водителей к ответственности за нарушение самовольно установленных дорожных знаков и эвакуацию их автомобилей вполне можно усмотреть личную заинтересованность и такой состав, как хищение транспортных средств группой лиц с вымогательством денежных средств за услуги эвакуации и штрафстоянки в пользу коммерческой фирмы. Так это или нет, решать, разумеется, не нам. Однако наш читатель решил найти других тольяттинцев, которые сомневаются в обоснованности эвакуации их автомобилей на штрафстоянку. Андрей Зинковский предлагает написать ему в группу «Беспредел на парковках г. Тольятти».

Кстати

Нередко водитель получает неправомерный штраф якобы за нарушение ПДД, ориентируясь в протоколе на установленный дорожный знак. Но многие водители даже не догадываются, что если знак установлен с нарушениями, то можно через суд оспорить наказание. Кроме того, процедура оспаривания штрафа может происходить и через руководство ГИБДД в том районе, где произошло якобы правонарушение. Для этого выделяется 10 дней.

Факт

Большинство автовладельцев уверены, что знаки дорожного движения устанавливает Госавтоинспекция. На самом деле это не так. В соответствии с действующим законодательством установку и обслуживание дорожных знаков осуществляет муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения». Эта же организация в Тольятти в последние годы сама изготавливает дорожные знаки. Основанием для установки знака является утвержденная схема организации дорожного движения. Ее согласовывают различные государственные службы, в том числе и ГИБДД. Ознакомиться с ней можно в центре организации дорожного движения. Там же должен находиться и реестр всех дорожных знаков, которые установлены в городе. Если в нем не окажется того или иного знака, поставленного на тольяттинских улицах, данные службы должны его демонтировать, а виновник должен быть подвергнут административному взысканию.

В тему

Только для избранных

При острой нехватке парковочных мест для автомобилей в любом крупном городе каждый борется за место на асфальте как может. Чаще всего грешат организации или частные лица, которые пытаются ограничить пользование стояночными местами возле дома или офиса, самовольно прикрепляя к знаку «Стоянка» таблички «Только для …». Это однозначно незаконно для парковочных мест общего назначения.

Другая ситуация – установка различных запрещающих или регламентирующих дорожных знаков. Например, жильцы могут сами изготовить и установить знак «Въезд запрещен» или попросту «кирпич» во двор, а директор той или иной организации может распорядиться разместить возле здания предприятия знаки «Стоянка запрещена» или «Остановка запрещена». Это является также незаконным, а виновников могут оштрафовать. Такие знаки легко узнать, т.к. они часто по внешнему виду отличаются от утвержденных по ГОСТУ.

Сергей Федоров, газета «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru
Оригинал статьи опубликован в газете «Площадь СВОБОДЫ»
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ТУ 63 – 00766 от 21.01.2015

эвакуируют автомобиль