За стеллажами больше не целуются

директор Библиотеки Автограда
фото: Площадь Свободы

В Год литературы Библиотека Автограда не получила ни одного бюджетного рубля на закупку новых книг.

Светлана Павидис — директор Библиотеки Автограда. Кому как не ей подвести итоги 2015 года — Года литературы.

— Светлана Николаевна, на старте Года литературы, когда библиотечный народ догадывался, что за инициативой в принципе не последует серьезных денежных вливаний, как вы себя чувствовали? Чего ожидали от себя, от своих коллег? Преодоления или вдохновения?

— Наша работа такая необычная: она всегда требует только вдохновения. Да, год был сложным, потому что, к сожалению, библиотеки Тольятти вот уже несколько лет подряд не финансируются на комплектование книжных изданий.

— Вообще?

— Вообще. Если на периодические издания мы еще получаем хоть какие-то средства и закупаем толстые журналы, то с книгой этого не происходит. Мы, конечно, надеялись, что Год литературы повернется к нам лицом и позволит хотя бы отчасти решить самый больной вопрос библиотек — комплектование. Этого не произошло, и мне стыдно об этом говорить. Стыдно потому, что если людям не дать в руки книгу и не дать ему выбора — читать или не читать, то тогда о чем мы говорим? Да, у нашей библиотеки очень большие фонды, но придет момент, когда книги состарятся. У нас, например, есть книги, которые пережили 60 оборотов. Ясно, в каком они состоянии, если прошли через 60 пар рук, при том что библиотечная книга рассчитана на 10-15 выдач. Читателей у нас меньше, конечно, не станет, но это при условии, что им будет что почитать.

Поэтому Год литературы мы начали с акции «Благодаритель». Мы не просто обратились к жителям города, а вступили с ними в диалог. Это получилось. Нас поддержал бизнес. Откликнулись люди, которые действительно болеют за город. Благодаря этой акции мы открыли у нас целую библиотеку Елены Казымовой. Она выделила нам из своего фонда средства, на которые мы смогли в 2015 году приобрести для библиотеки 220 экземпляров (132 наименования) книг, из них 33 детских издания — это самое вкусное, самое новое, самое обсуждаемое. Но при этом мы всегда использовали эту возможность и для того, чтобы купить классическую литературу, и книги по искусству. Причем мы получили от Елены Петровны не просто деньги, нет. Мы вместе с ней обсуждали, что купить, она интересовалась, что приобретается. Большой любитель и знаток книг Виктор Шамрай тоже сам пришел к нам и предложил передавать в библиотеку книги, которые читатели сами выберут в интернет-маркете «УхтыАхты». И вот уже в течение этого года мы получаем от него по 10 рейтинговых книг в месяц. Казалось бы, ну что такое для большой библиотеки десять книг? Но это то, что действительно интересно читателю. Откликнулись многие жители города. Мы получили в дар около 5000 экземпляров востребованных, читаемых книг. Удивительный пример: 177 книг передали городу на память о себе и своем счастье молодые семейные пары, в течение года вступившие в брак.

— Объем работы для библиотекарей в 2015-м удесятерился?

— Я не могу сказать, что Год литературы буквально обрушился на нас. Нет. Зато в этом году мы более пристально начали смотреть, что же происходит в литературном процессе. У нас появилась цель — объединить город чем-то интересным и важным. Так в библиотеки города пришел международный проект, который нов для нашего города, но уже имеет большие корни. Я говорю о «Большом чтении». Он прошел по многим городам России. При этом город выбирает одну книгу, и вокруг нее проходят самые разные события.

— И это оказалась книга…

— Мы подобрали несколько книг, которые отвечали всем требованиям, и забросили наш список в читательскую аудиторию. И наибольшее число голосов получил… «Маленький принц». Эта философская сказка сумела объединить весь город. В один день книгу читали в школах, в вузах, в банках, в разных организациях. Мэр читал эту книгу ребятам из детского дома. Она становилась темой обсуждений и конкурсов. Дизайнерский конкурс «Арбуз» в этом году тоже проходил под знаком Года литературы. Я надеюсь, что, может быть, эту идею им подсказали именно мы. Первый их юношеский конкурс был тоже посвящен «Маленькому принцу». Они разрабатывали логотип на футболки и закладки. В филармонии появились спектакли по Экзюпери. На нашей территории второй год подряд проходят «Русские сезоны» Тольяттинского технолого-художественного колледжа, которые на этот раз привезли удивительную инсталляцию — подушки, выполненные в технике батика, на которых ребята создали сюжеты из «Маленького принца». На Грушинском фестивале с нашей подачи Экзюпери показали уже в театральных постановках. На нас вышли необычные партнеры из фонда потомков Сент-Экзюпери. Они приезжали к нам, мы познакомились, и теперь у нас есть их эксклюзивный подарок — кофейный сервиз маленького принца.

— Так что выиграли библиотеки от Года литературы?

— Мы выиграли в том, что поняли: в этот год должна произойти какая-то концентрация усилий. Мы получили новых партнеров. Нам подарили книги. Мы стали ближе всему культурному сообществу и друг другу. Выиграли, конечно! Потому что если не делать ничего для галочки, то все получает продолжение и обрастает партнерскими связями.

— Светлана Николаевна, есть ли какие-то возрастные или социальные провалы в читательской среде?

— Смотрите, какая интересная вещь. В одно прекрасное время мы начали понимать, что у нас хорошо работают филиалы, потому что там очень тесная связь с читателями. А в центральной библиотеке мы обнаружили отток. И это несмотря на то, что здесь у нас и ресурсов больше, и условия лучше. Что происходило? Мы поняли, что нужно поменять систему обслуживания. Ход вроде бы вполне технологический, но он получился стратегическим. Если говорить вкратце, мы «перемешали» весь наш коллектив. Есть такая тенденция: когда в библиотеку приходят новые люди, их ставят на обслуживание. В отдел обработки новенького не поставишь, там все специализированно. К фонду сразу тоже не подпустишь, там свои нюансы. А к обслуживанию, к людям — почему бы и нет? А мы пересмотрели эту ситуацию, и на обслуживание поставили самых опытных специалистов, которые хорошо знают литературу и умеют рекомендовать. И мало того, всю технологическую составляющую мы спустили на первый этаж, где теперь работают молодые красивые девушки, которые замечательно ведут работу с базами данных и отлично справляются с новыми компьютерными технологиями. Зато в залах можно пообщаться с библиотекарем-профессионалом. И у него для этого есть и время, и возможность.

Это позволило посмотреть на своего читателя и узнать, кто же он. И тогда мы поняли, что молодежи у нас все меньше и меньше. Но… зато за последние два года на 25 процентов выросло количество молодых читателей от 15 до 30 лет.

— Шикарный урожай!

— А мы запустили в свои стены молодежь. Да, сначала ребята не были нашими читателями. Но у них были увлечения, которые очень близки нам. Все началось с лингвистических клубов общения. И мало того, мы стали встречать их в вечернее время, дважды в неделю работая до 21 часа. Наверное, целый год, приходя сюда, они говорили: «Мы не в библиотеку, мы в лингвоклуб». Но мы точно сделали правильный ход, потому что погрузили их в нашу среду. Ну не могли они ходить мимо книг, не зайдя в зал литературы иностранных языков, в зал художественной литературы. И к этим ребятам потянулась другая молодежь. Занимаясь своими направлениями — музыкальными, даже танцевальными, они все равно попадали в книжную среду. Теперь мы партнеры на полном основании. Мы сделали с ними много интересного. Не страдая ложной скромностью, скажу, что из Фонда Прохорова на молодежные проекты библиотека получила 3 миллиона рублей. Благодаря этому мы хорошо технически оборудованы. У нас появились очень интересные экраны и мультимедийные проекторы. На каждом этаже — мультимедийная панель, на которой мы можем показывать презентации или фильмы. Если молодых людей сегодня привлекает библиотека — это далеко не мелочь. Это говорит об уровне тех событий, которые там состоятся.

— Читают по вечерам или целуются у стеллажей с академическими книгами?

— Сейчас уже почти не целуются, как вначале. Сидят с ноутбуками. Читают. Они, конечно, читающие. Другое дело, что читают не обязательно в библиотеке. Не всегда фонд, который у нас есть, соответствует их требованиям. Ну не хотят они ждать, когда книга появится у нас. Они найдут ее в Интернете. Самые читаемые в молодежной среде — Захар Прилепин, Эльчин Сафарли, Джон Грин «Виноваты звезды», Айн Рэнд «Атлант расправил плечи»,Чак Палланик «Бойцовский клуб», «Дневник». Все книги Вуйчича Ника («Жизнь без границ» и др.) — самый спрашиваемый автор книг нон-фикшн. А еще тольяттинцы очень любят литературу отечественных авторов: Людмилу Улицкую (ее новый роман «Лестница Якоба» скоро появится в наших фондах), Юрия Полякова, Михаила Веллера, Дину Рубину. — «Русская канарейка» — самая часто спрашиваемая книга 2015 года в Библиотеке Автограда среди художественной литературы. А если говорить о классике, то вы сейчас очень удивитесь. Знаете, кого читают?

— Кого же?

— Спрашивают Достоевского. Мы отдаем себе отчет в том, что это поколение, которое с классикой на «вы», но интерес появляется, когда об авторе или его произведениях говорят, рассуждают, в том числе и в социальных сетях. Конечно, менее востребована отраслевая литература. Она ушла в Интернет. Но если говорить о школьниках и студентах, только тогда, когда наши школы и вузы повернутся лицом к изучению глубины предметов и тем, то люди пойдут за этой глубиной к нам в библиотеки. А если требования учебных заведений поверхностны, то достаточно и Интернета.
Библиотекарь сегодня не просто библиотекарь. Он умеет смотреть людям в глаза и общаться. За деньги этого не купишь. У нас читающий библиотекарь, и это чрезвычайно важное качество, потому что ему есть что отдать своим читателям.

– За 2015 год в Библиотеке Автограда выдано около 1 млн книг
– В ней свыше 62000 читателей. Из них 3000 — дети
– 13000 — молодежь от 14 до 25 лет

Самые читаемые авторы:
Захар Прилепин, Федор Достоевский, Дина Рубина, Эльчин Сафарли, Джон Грин, Джейн Остин, Вуйчич Ник.

Десяток самых читаемых книг от МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» в Год литературы
1. Захар Прилепин «Обитель»
2. Дина Рубина «Синдром Петрушки»
3. Евгений Водолазкин «Лавр»
4. Нарине Абгарян «Манюня»
5. Катрин Панколь «Желтоглазые крокодилы»
6. Марина Ахмедова «Дневник смертницы. Хадижа»
7. Александр Филипенко «Бывший сын»
8. Хоалед Хоссейн «Бегущий за ветром»
9.  Тонино Бенаквиста «Малавита»
10. Дмитрий Глуховский «Метро 2034»

директор Библиотеки Автограда
фото: Площадь Свободы

Марта Тонова, Площадь Свободы