У экс-депутата Госдумы трех созывов от Тольятти, кстати, самого активного в истории города, Анатолия Иванова 5 августа – большой юбилей.
«Вольный город» желает юбиляру крепкого здоровья и долгих лет жизни и публикует сегодня отрывки из интервью с ним, сделанные в разные годы.
– Не сказались ли, Анатолий Семенович, на вашем здоровье, полученные в прошлом ранения в связи с покушением?
– Небольшие последствия есть, но они не жизненно важные.
– Так кто же был заказчиком того покушения? Не пытались получить такую информацию в правоохранительных органах? Вам, наверное, удалось бы это сделать…
– Думаю, действительно, смог бы добиться, но я не стал этим заниматься. Не захотел на личное дело тратить время, его не хватало даже для решения общественных проблем. К тому же, не видел в этом смысла.
Дело в том, что имена заказчика, посредников и исполнителей правоохранительным органам известны по оперативной информации, но не было доказательств, необходимых для привлечения их к ответственности. Ну, узнал бы я имена, если эти люди еще живы (киллер был убит через неделю), а дальше что? Самосуд устроил бы? Для себя сделал бы хуже.
Однако версия по заказчику у меня есть. Незадолго до покушения, которое произошло в конце августа 1996 года, в одной из тольяттинских газет было опубликовано мое интервью, в котором я говорил о реэкспорте вазовских автомобилей.
Нас тогда вазовские руководители убеждали, что завод продает автомобили в зарубежных странах с 30-процентным убытком. И это ради сохранения там рынка сбыта. Но я узнал, что автомобили не уходили за рубеж, а продавались в России по рыночным ценам. То есть завод терпел убыток, а кто-то на этом наживался.
Об этом я и говорил в интервью, до меня в Тольятти такой информации еще не было. Как потом оказалось, реэкспортом вазовских автомобилей занимался Борис Березовский, и на этом он нажил солидный капитал.
Поэтому считаю версию его связи с покушением приоритетной. Ведь в тот период профсоюз «Единство», несмотря на свою обычную активность, не проводил таких серьезных акций, за которые могли пойти на убийство. Целью же покушения, по утверждению следователей, было именно убийство.
– Кстати, в своей жизни мне дважды пришлось объявлять голодовку. Первый раз это произошло в армии, когда затягивался процесс моего увольнения. Тогда я голодал двое суток.
Во второй же раз мне не пришлось голодать, а было это в горбачевский период, во время моей работы на Севере. В связи с необоснованным повторным увольнением меня с работы (при первом был восстановлен судом) я обратился в партийную комиссию КПСС с требованием о восстановлении на работе и увольнении начальника управления. При невыполнении этих требований я заявил о проведении голодовки.
На следующий день начальника управления вызвали в партком объединения, после чего он сразу же издал приказы о моем восстановлении на работе и своем увольнении.
– И еще о здоровье, точнее о питании. Как недавно пошутил один свердловский депутат, если, допустим, денежных средств мало, то, наверное, надо задуматься о здоровье и как-то поменьше питаться.
Мне тоже хочется пошутить: в целях экономии в трудный жизненный период следует есть побольше полезных продуктов и поменьше вкусных, так как вкусные чаще всего являются более дорогими и вредными для здоровья. Лично я, даже без шуток, поступаю именно так.
– Нахожусь, как говорят, на заслуженном отдыхе, то есть не работаю. При работе в Госдуме, с использованием статуса депутата, мне удавалось помогать многим людям и предприятиям города в решении их проблем. Активно участвовал и в законотворческом процессе.
Эта работа мне нравилась, она была результативной и значимой, приносящей внутреннее удовлетворение. Хотел ее продолжить, но, к сожалению, снова в Госдуму избран не был. Любая же другая работа мне не по душе, она не может принести мне прежнего удовлетворения. Поэтому немного помогаю профсоюзу «Единство» (много помогать не могу, так как живу в Москве) и своим детям в воспитании их детей.
Кроме того, немало времени сижу за компьютером, отслеживаю политические и экономические события в мире, стране и городе. По отдельным событиям пишу свои комментарии.
Собираюсь в ближайшее время вплотную заняться мемуарами. Как говорят друзья и родственники, мой жизненный путь может вызвать интерес, а дочь, которая увлечена кинематографом, обещает даже снять потом фильм.
Подготовил Игорь Астраханов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 29 (1515) 02.08.24