Если прошлый год получился для Волжского автозавода относительно успешным (удалось не только выстоять в период пандемии, но и увеличить долю присутствия на рынке с 20,6 до 21,5 процента), то перспективы нынешнего пока туманны. Государственная поддержка производителей, скорее всего, сохранится (а может, и будет расширена), однако доходы населения продолжают падать, цены растут, и значит, серьезных взлетов ждут лишь большие оптимисты, которых среди аналитиков не так много.
Начнем с любопытной цифры: в прошлом году российский авторынок покинули сразу 45 моделей, что наблюдается впервые с кризиса 2014-го, вызванного санкциями после присоединения Крыма. Аналитики отмечают, что из продажи исчезли именно бюджетные машины, поскольку в массовом сегменте производителям не выгодно выпускать модели, чьи продажи не превышают и 5 тысяч штук в год.
Как отмечает директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Сергей Целиков, ассортимент может сократиться еще процентов на 5-10. Некоторые марки в текущих условиях готовы будут пересмотреть отношение к России:
– Рынок в 2021 году во многом станет зависеть от активности продавцов и внимания дистрибьюторов к потребителю. И в первую очередь дилерам необходимо вернуться к практике продаж автомобилей по ценам, заявленным на официальных сайтах, и уйти от навязывания дополнительных опций.
Радовать такие прогнозы не могут, ведь чем ниже конкуренция, тем выше цены у тех, кто остался на рынке. Причины для четырех-пяти подорожаний в год можно придумать самые разные (например, рост курса доллара, хотя серьезных колебаний в последнее время не было), однако потенциальным покупателям от этого не легче. Новый автомобиль сейчас – это большая роскошь, особенно для тех, у кого нет старого (его хотя бы можно сдать, получив какие-то деньги).
Если посмотреть на цены, то сразу бросается в глаза, что дешевле полмиллиона предложений не осталось – начинается прайс от 499 тысяч рублей + различные доплаты, страховка и так далее. Сразу стоит уточнить, что стоимость мы традиционно указываем без учета скидок. К примеру, если суммировать имеющиеся акции (семейный или первый автомобиль, льготное кредитование и так далее), то самую дешевую модель – «Гранту седан» – в стандартной комплектации можно приобрести за 440 тысяч. Впрочем, под действие этих акций нужно еще попасть (например, иметь автомобиль, который можно сдать по программе «трейд-инн»), так что брать более низкую цену за основу при составлении таблицы не совсем правильно.
Самым дорогим в линейке вазовских автомобилей является «Веста спорт» люксовой комплектации с 5-ступенчатой механической коробкой передач и опцией «Мультимедиа». Приобрести ее можно за 1 145 000 рублей, а если со скидками, то на 123 тысячи дешевле. «Покусывается» и цена на «Иск Рей кросс», самая доступная комплектация которого за четыре месяца подорожала сразу на 74 тысячи, а самая престижная (Instinct) приблизилась к отметке 1,1 миллиона.
Новых моделей по-прежнему нет, если не считать усовершенствованную версию внедорожника, когда-то продававшегося под брендом «Шевроле». Осенью эти машины стоили 738-881 тысячу, а сейчас, когда в названии появилось слово «Тревел», а сама машина стала немного современнее, цена чуть выросла.
Что касается традиционной (с 1977-го на конвейере) любимой «Нивы», много лет выпускавшейся как «Лада 4х4», то теперь ей вернули старое имя, правда, добавили слово «Легенда» (вообще сейчас названия пишутся по-английски, так что правильно legend), чтобы подчеркнуть значимость. Стоимость при этом тоже выросла.
Вы спросите, а что же конкуренты? После ухода с российского рынка бренда «Датсун» (все мы помним, что эти машины собирались на ВАЗе в цехе «Калины») их осталось не так уж и много, если брать ценовую нишу до 700 тысяч рублей. Если рассматривать только популярные бренды, то за эти деньги можно купить разве что выпускающиеся в Тольятти модели «Рено» – «Сандеро» (от 697 тысяч) и «Логан» (683) или поискать что-нибудь у таких производителей, как «Лифан» (компанию признали банкротом, но машины пока продаются, причем со скидками) и «Дэу».
А вот любимый многими россиянами «Хендэ Солярис» теперь продается в Тольятти от 805-ти до 926 тысяч рублей, без учета скидок. Схожая ситуация и у еще одного корейского конкурента «Лады» – «КИА Рио», который стартует от 737 тысяч и заканчивает миллионом с хвостиком. Оценку этому факту давать не будем, однако доступными такие цены никак не назовешь. Остается лишь догадываться, какой спрос был бы на вазовские машины, если бы удалось сдержать их стоимость и оторваться в этом плане от иномарок. Впрочем, скорее всего, все производители смотрят друг на друга и цены повышают почти синхронно – одни реже, другие чаще.
Любопытно, что на фоне дороговизны «КИА Рио» именно эта модель заняла первое место по продажам в январе с показателем 7763 автомобиля. На втором месте наша «Гранта», и хотя отставание чисто символическое (43 штуки), задуматься есть о чем. Как бы сильно не дорожали иномарки, их всё равно в большом количестве будут покупать жители западных, центральных и восточных регионов, для многих из которых российский автопром умер еще четверть века назад. Массово они на «Гранты» и «Весты» пересядут лишь в условиях железного занавеса, который вроде бы пока не предвидится.
В заключение не можем не сказать о той ситуации, которая сложилась на Волжском автозаводе. Рабочие некоторых производств напряжены, поскольку считают, что после отказа альянса «Рено-Ниссан-Мицубиси» выпускать на вазе машины под маркой «Датсун» избежать очередной оптимизации вряд ли удастся. Как заявляют заводчане, которые трудятся на производстве «Гранты», после ухода бренда «Датсун» им стали предлагать перевестись на «Б ноль» с увеличением зарплаты. Отказавшихся стали пугать увольнениями, в результате чего по заводу поползли слухи о якобы планируемых в марте массовых сокращениях. Дошли они даже до губернатора, однако на встрече с ним вице-президент АВТОВАЗа по персоналу и социальной политике Дмитрий Михаленко заверил, что информация не соответствует действительности.
– Некоторой части сотрудников предлагается работа в других подразделениях, – подчеркнул он. – Кроме того, АВТОВАЗ продолжит применять меры поддержки для тех, кто решит перейти к другим работодателям. Им предоставляется выплата в размере пяти среднемесячных заработных плат либо 12 прожиточных минимумов по Самарской области.
Тимур Калинин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 7 (1339) 26.02.21