Юрий Целиков: На ВАЗе кризис, зато менеджмент богатеет

День машиностроителя в этом году вазовцы будут отмечать с двояким чувством. С одной стороны, недавно в Москве состоялась презентация двух новых моделей (Vesta и X RAY), способных бросить вызов иномаркам, а с другой – налицо очередной кризис тольяттинского автопрома, сопровождающийся массовыми увольнениями сотрудников. Верным ли курсом движется шведский рулевой ВАЗа Бу Андерссон? Этот и многие другие вопросы мы накануне праздника задали ветерану завода Юрию Целикову.

– Волжский автозавод переживает один из самых сложных периодов в своей истории, – сказал Юрий Кузьмич. – Нынешнюю ситуацию можно сопоставить с теми временами, когда рухнул Советский Союз и ВАЗу пришлось выживать, приспосабливаясь к рыночным отношениям. Тогда это смогли сделать (сохранив производственные показатели) благодаря фундаменту, заложенному еще Виктором Поляковым. Сегодня же все сложнее, поскольку руководят заводом капиталисты, которые, как говорил Карл Маркс, за 300 процентов прибыли готовы на любое преступление. Методы, которые использовались при СССР, теперь не работают. Если не поставляет смежник комплектующие нужного качества – никто с ним нянчиться не будет, как в свое время, а просто найдут другого, например в Китае.

– Создается впечатление, что людей, недовольных Бу Андерссоном, становится все больше. У вас какое к нему отношение?

– Тревожно-настророженное! Почти такое же, как к Бараку Обаме, который вроде бы умный, демократ, борец за справедливость, а мир от его действий стал хуже. Войны, бомбежки, стравливание народов, санкции против России…

Мне рассказали, что Бу Андерссон продолжает начатую еще Борисом Алешиным тотальную распродажу вазовского имущества. Точных цифр узнать не смог (на мои вопросы люди из вазовской высотки лишь опускают глаза).

Но по самым скромным подсчетам, сделанным устно одним уважаемым мной банкиром, суммы проданного в разы больше, чем в свое время государство во время кризиса выделяло ВАЗу для спасения. Распродали почти все: зарубежную сеть, акции дилерских центров в России, гостиницы, квартиры, станки и так далее. Сегодня Бу Андерссон готовит к продаже здания техобслуживания, коммерческой дирекции, бывшего экспортного управления (в Центральном районе возле парка). То есть человек ничего пока не создал, пришел на все готовое и сразу начал распродавать.

Я боюсь, как бы Бу Андерссон в итоге до научно-технического центра не добрался, посчитав его непрофильным активом. Он ведь уже там столько народу посокращал, что в освободившиеся помещения даже хотят переселить чиновников из высотки. Поэтому я считаю, что Владимиру Путину просто необходимо обратить внимание на НТЦ ВАЗа – единственный в России центр, способный с нуля проектировать и ставить на производство любые автотранспортные средства. Его нужно национализировать и не позволить продать.

А еще я прочитал в одной из газет, что Бу Андерссон получает по контракту миллион рублей ежедневно! Получается, что у него за неделю доход такой же, как у президента России за год. Разве это справедливо, когда люди стоят на конвейере, у станков или у печей в металлургическом производстве, а зарабатывают в сотни раз меньше, чем топ-менеджеры. Понятно, что у простых рабочих возникает чувство ненависти к высшему руководству.

– Вот интересно, они сами себе зарплату начисляют? Ведь не из воздуха же эти астрономические суммы берутся…

– По решению совета директоров и с одобрения акционеров… У меня даже есть такая фраза, написанная еще в первые годы развития капитализма в России: «Убытки менеджмент питают…». То есть завод в кризисе, а менеджмент богатеет как на дрожжах. Почему так? Да просто эти самые топ-менеджеры пропускают финансовые потоки завода через банки, которыми сами и владеют. Так было при Каданникове, и сейчас продолжается.

– Получается, что для топ-менеджеров сегодняшний личный достаток важнее, чем завтрашнее благополучием всего завода?

– О каком благополучии вы говорите? У нас было более 120 тысяч работников, а сейчас – около 55 тысяч. Людей просто выкинули на обочину, несмотря на все обещания правительства России. А куда, позвольте спросить, уходят наши налоги? Я этот вопрос задавал председателю профкома Сергею Зайцеву (между прочим, члену совета директоров), так он ответил: «Я не знаю». Вообще, возглавляемой им организации  многие вазовцы предлагают в качестве гимна использовать песню из фильма «Бриллиантовая рука». Помните? «А нам все равно, а нам все равно…». Вот сейчас во Франции бастуют летчики, и они своего добьются, так как чувствуют за собой реальную силу. Вазовский же профсоюз ослаб настолько, что выкручивать руки рабочему коллективу, видимо, будут все сильнее.

– Но ведь зарплату периодически индексируют, и профсоюз Зайцева считает это своей заслугой…

– Индексируют… Но на сколько при этом поднимаются цены в магазинах и квитанциях за услуги ЖКХ? Кстати, есть информация, что готовится очередное повышение зарплаты, но коснется оно (и это мне подтвердили достоверные источники) только тех, кто работает на сборке иномарок в трехсменном режиме. А наши машины собирают в одну смену, да и то периодически останавливают конвейер.

– Давайте вернемся к Бу Андерссону. Многим нравится, что он ездит по стране, пытается вести борьбу за покупателя, говорит о том, что качество вазовских машин стало лучше.

– Французы много лет трубили о том, что при них качество машин на ВАЗе улучшилось в 10-20 раз. И сегодня Бу Андерссон утверждает, что под его руководством продукция выпускается качественнее, так как жалоб от клиентов стало в два раза меньше. Но ведь при этом никто не говорит, что количество автомобилей, выпускаемых под брендом «Лада», как раз и уменьшилось примерно в два раза… Тут ведь простая арифметика: уберите с рынка наши машины полностью – и жалоб вообще не будет.

Конечно, Бу Андерссон молодец, что ведет борьбу за качество, однако до того же Полякова ему еще далеко. Виктор Николаевич не только следил за чистотой в туалетах, но еще и занимался с мастерами, начальниками бюро, отделов, а при крупных дефектах лично ходил и вникал в суть проблемы.

– Если говорить о попытках Андерссона лично рекламировать продукцию… Вы как думаете, реально ли пересадить на вазовские машины тех, кто уже посидел за рулем иномарок, почувствовал их комфорт и надежность?

– После японской, немецкой или американской? Не думаю. А вообще, я много раз говорил, что не нужно продукцию нашего завода сравнивать с дорогими иномарками. Еще много в России маленьких населенных пунктов, где простой по конструкции и легкий в починке автомобиль будет востребован еще много десятилетий, пока не начнут строить нормальные дороги на всей территории страны. Да, мы до сих пор выпускаем «конька-горбунка», который во многом уступает «арабским скакунам», но для многих просто незаменим.

Я вспоминаю анекдот про то, как чукча купил красивый «мерседес» и запрягал его в собачью упряжку… Позволю себе напомнить, что автомобиль – это не только кузов с начинкой в виде электроники, но и горюче-смазочные материалы, запчасти, ремонт. Зачем крестьянину вся эта электроника, если у него в деревне даже радио нормально не ловит… Или, например, автоматическая коробка передач. Изобретение великолепное, но если, не дай бог, что-то случится с этой коробкой на трассе, то вы сможете вывезти машину только на эвакуаторе. Никакой буксир не поможет. Иными словами, многим покупателям нужны машины проще, надежнее и дешевле, и на ВАЗе должны это понимать.

– Какой совет вы могли бы дать нынешнему президенту ВАЗа?

– Поменьше сказок, больше реальных дел. Реже собирать бумажки на конвейере (это не красит первого руководителя) и перестать кокетничать при встречах с прессой. Не надо рисоваться перед камерами в рабочей одежде, а то смешно получается – миллиардер косит под простого работягу! А еще – раз в квартал собирать вазовских ветеранов и молодежь, мастеров и бригадиров, чтобы вместе обсуждать текущие дела, настроение людей на ВАЗе и в городе. На деле же Бу Андерссон фактически приговорил совет ветеранов, сократив единственного специалиста, курировавшего нашу организацию. Мало того, отобрали служебный автомобиль у председателя совета ветеранов, почетного гражданина нашего города Александра Ясинского. Все это чести нынешнему президенту не делает.

– Нет ли в связи с этим опасений по поводу организации мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Виктора Полякова? До этой даты ведь осталось меньше полугода.

– Думаю, что он не посмеет, тем более что уже дал согласие поддержать мероприятия, посвященные этой дате. Экономить на этом, конечно же, нельзя, тем более что речь идет о сумме, сопоставимой с зарплатой Бу Андерссона за половину одного рабочего дня.

– Бывший тольяттинский депутат Госдумы Анатолий Иванов передал «Вольному городу» ответы, в свое время направленные ему из федеральной антимонопольной службы по поводу выпуска внедорожника «Шевроле Нива». Речь идет о том, что подписанный в 2001 году договор между «Дженерал Моторс» и ВАЗом о производстве этой модели ограничивает конкуренцию на российском рынке внедорожников. Можете напомнить читателям, как развивались события вокруг бренда «Нива»?

– На самом деле Анатолий Иванов внес вклад в сохранение нашего внедорожника. Дело в том, что по первоначальному контракту с «Дженерал Моторс» мы должны были к середине прошлого десятилетия вообще прекратить выпуск «Лады 4х4». Американцы ставили задачу убрать с российского рынка своего основного конкурента, ведь наш внедорожник и по сей день пользуется большой популярностью в России и за рубежом. Я помню, что Анатолий Иванов тогда активно участвовал, писал запросы, но главную роль сыграл создатель «Нивы» Петр Прусов, подключивший общественников, специалистов, чиновников и даже Виктора Полякова. Получилось так, что в борьбе за бренд была создана целая коалиция, и в итоге антимонопольный комитет заставил скорректировать контракт, разрешив нам выпускать определенное количество внедорожников параллельно с «Джи-Эм АВТОВАЗ». Кстати, я не сомневаюсь в том, что новое руководство ВАЗа не оставит «Ниву» в покое и попытается ей «скрутить голову». Во всяком случае, Бу Андерссону это выгодно.

– Несколько вопросов, касающихся перспектив ВАЗа в плане увеличения объемов продаж. Как думаете, дальнейшее возможное охлаждение отношений между Россией и Евросоюзом на руку нашему автозаводу? Сейчас вот грозятся запретить ввоз подержанных иномарок…

– Дело в том, что по статистике за первое полугодие в Россию было импортировано 327,3 тысячи новых иномарок и всего 6,6 тысячи подержанных, так что у меня такие заявления первых лиц страны вызывают улыбку. Кому такие санкции могут осложнить жизнь? Это наводит на мысль, что в российском правительстве до сих пор не все понимают, что же такое российский автопром.

Конечно, хорошего в нынешней войне санкций мало, причем как для нас, так и для Евросоюза. Плюс от охлаждения отношений я вижу только один, зато огромный: наше правительство сейчас вынуждено шевелить мозгами и делать конкретные шаги по укреплению экономики.

– Поможет ли ВАЗу очередная программа утилизации или такого эффекта, как в прошлый раз, уже не будет?

– Она проводится в другом формате и даже называться должна не так. Это программа стимулирования спроса на новые автомобили, одним из элементов которой является покупка дилерами у населения старых. Что они будут с ними делать – другой вопрос. Часть, наверное, пойдет в утиль, какие-то машины разберут на запчасти, ну а некоторые, наверняка, перепродадут. Будет ли эффект? Безусловно, правда, коэффициент полезного действия вряд ли будет высоким. Нужен закон, а не периодические программы, которые используются некоторыми для наживы или отмывания денег.

– Какое впечатление произвели на вас презентованные в Москве вазовские новинки Vesta и X RAY?

– Очень хорошие, причем безо всякой иронии. А вы знаете, что работать над созданием этих моделей начали задолго до прихода Бу Андерссона, так что заслуга его команды лишь в том, что не зарубили проекты, а, наоборот, довели до конца, сделав автомобили немного привлекательнее внешне. Получилось в итоге, как на конкурсах красоты…

– Интересное сравнение…

– А что… Если русскую девушку подмакияжить, научить ходить по подиуму и что-нибудь еще делать, то высокое место ей гарантировано. Так и с машинами, в которых сейчас есть российский шарм и одновременно западные технологии.

– Недавно свой очередной день рождения отмечал бывший президент ВАЗа Владимир Каданников. Насколько я помню, вы раньше с ним общались…

– Мы до сих пор общаемся. Я звонил, поздравлял с 73-летием. Он сильно переживает за Волжский автозавод, постоянно следит за новостями и, кстати, периодически читает «Вольный город».

Андрей Липов, газета “Вольный город”

фото: из открытых источников