Юрий Андропов не допустил бы разрушения СССР

флаг ссср

Сегодня, 9 февраля, исполнилось 40 лет со дня смерти одного из последних советских генеральных секретарей ЦК КПСС Юрия Андропова. Возглавлять могущественную, в годы его правления, страну ему довелось немногим дольше года. Однако, несмотря на это, взрослому населению, проживавшему в СССР в те годы, он запомнился надолго.

Дешевле самой дешевой

В памяти народа остались прежде всего меры по укреплению дисциплины по-андроповски и появление в продаже… подешевевшей водки. Некоторым, наверное, запомнилась и его борьба с коррупцией.

А вот о начавшихся по инициативе Юрия Владимировича экономических реформах, которые стали предвестниками так называемой горбачевской перестройки, думаю, мало кто помнит. Поэтому в этой статье будет в основном идти речь об этом.

Генеральным секретарем ЦК КПСС Юрий Владимирович был избран в ноябре 1982 года, после смерти Брежнева. Его деятельность началась с укрепления трудовой дисциплины, с проверок по выявлению прогульщиков. Проверки проходили во всех общественных местах, в том числе в кинотеатрах и даже банях.

Хорошо это помню. Тогда я трудился на Севере вахтовым методом и по городу перемещался со специальным удостоверением, выданным по месту работы. Эти меры, конечно, вызывали определенное недовольство населения, и наверное, чтобы его в какой-то степени сгладить, на прилавках появилась новая водка, немного дешевле самой дешевой. Народ прозвал ее «андроповкой» и шутя расшифровывал: «Вот он добрый какой, Андропов».

А про опоздания на работу тогда популярным был такой черный анекдот:

– Иванов Иван Иванович – уважаемый в коллективе человек. И вот его нет на работе в 9: 00, 9: 30 и даже в 10: 00. Но наконец, в 10: 30 звонит жена и сообщает, что Иван Иванович сегодня ночью умер. Слава Богу, отвечает начальник, а то я уже беспокоился, что он опаздывает…

В рамках борьбы с коррупцией немалый ужас на мафиозные кланы нагнал арест начальника торговли мосгорисполкома Николая Трегубова, который был лишен свободы на 15 лет. А директор московского гастронома «Елисеевский» Юрий Соколов – даже расстрелян. Но уже после смерти Андропова.

Четкое видение перспектив

Главным же в деятельности Юрия Владимировича были начатые им экономические реформы, ставшие, как мне представляется, предвестником «горбачевской перестройки». В конце 70-х и в начале 80-х годов у советской формы социализма, как пишет в книге своих воспоминаний Егор Лигачев, который при Андропове был секретарем ЦК КПСС, а при Горбачеве – членом Политбюро ЦК КПСС, накопились серьезные проблемы.

Резко снизились темпы роста экономики, наметилось отставание в развитии социалистической демократии. Рос разрыв между СССР и развитыми странами Запада в области технологий и эффективности производства. Например, по сравнению с США производительность труда в промышленности была в два раза ниже, а в сельском хозяйстве – в четыре раза.

Замедление темпов развития страны Лигачев объясняет рядом факторов, и прежде всего тем, что в стране существовала модель государственного социализма, а не народного. Произошло чрезмерное огосударствление общественной собственности на средства производства, отсутствовала конкуренция, трудовые коллективы были отстранены от управления, что противоречило ленинским принципам.

Пагубно сказывались огромные военные расходы, вызванные гонкой вооружений в целях достижения паритета между СССР и США. Становилось ясно, что нужны общественные преобразования. И процесс этих преобразований начал именно Юрий Андропов.

У Андропова, как пишет Егор Лигачев, было четкое видение перспектив развития страны, он планировал обновление социализма, который, по его мнению, нуждался в глубоких и качественных изменениях. Андропов считал этот процесс объективной необходимостью и не раз говорил: нам его не объехать и не обойти.

Более того, он отрицал построение в стране развитого социализма. До построения простого социализма, по его мнению, еще пахать и пахать. И в этом, если основываться на марксистско-ленинском учении, Юрий Андропов был абсолютно прав.

Солидарное мнение с Лигачевым было и у Николая Рыжкова, ставшего сразу после избрания Андропова секретарем и заведующим экономическим отделом ЦК КПСС, а с 1985-го по 1991 год возглавлявшего Совет министров СССР. По его мнению, существовавшая экономическая модель себя исчерпала, она была сильно забюрократизирована.

Как говорит Рыжков в своих воспоминаниях, Андропов сразу же после избрания поручил Михаилу Горбачеву, Владимиру Долгих (кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС, бывший директор Норильского горно-обогатительного комбината) и Николаю Рыжкову подготовить концептуальные положения по экономической реформе. При этом Андропова интересовали проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ.

Для разработки концепции экономической реформы были привлечены и ученые-экономисты. Работа над концепцией длилась три года, то есть продолжалась и после смерти Юрия Владимировича.

Три направления

Преобразования Андропова были запланированы по трем направлениям:

– постепенное внедрение нового хозяйственного механизма – хозрасчетная самостоятельность предприятий;

– наведение порядка, укрепление дисциплины;

– вовлечение трудящихся в управление, развитие производственной демократии и самоуправления.

Уже в 1983 году начался эксперимент по внедрению нового хозяйственного механизма, усилилась работа по укреплению дисциплины труда, а также принят закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями. То есть преобразования Андропова начали реализовываться. За месяц до смерти по версии журнала Timas он был признан человеком 1983 года.

Однако Юрий Андропов из-за хронического заболевания почек, проявившегося еще в молодые годы, 9 февраля 1984 года умер. По мнению Егора Лигачева, «на замену себе он готовил Михаила Горбачева, с которым у него были общие взгляды. Они даже дружили семьями». Сблизило их, наверное, и рождение обоих в Ставропольском крае.

Вместе с тем Андропов отмечал у Горбачева поспешность в принятии политических решений. Став генеральным секретарем в марте 1985 года, Горбачев уже в апреле провел вошедший в историю пленум ЦК КПСС, на котором провозглашен стратегический для страны курс – ускорение социально-экономического развития. При этом была подтверждена преемственность курса, выработанного при Юрии Андропове.

Результаты начавшегося при Андропове эксперимента по внедрению нового хозяйственного механизма пленумом признаны положительными, а провозглашенный на пленуме стратегический курс впоследствии назван перестройкой.

О результатах перестройки, которая отклонилась от выработанного Юрием Владимировичем курса и даже от первоначального курса, принятого в развитие андроповского при правлении Михаила Горбачева, все мы знаем. Были разрушены страна и все ее устои. Многие в этом упрекают и даже обвиняют Михаила Горбачева.

Однако это спорный вопрос, особенно в отношении обвинения. Например, Николай Рыжков считает:

– При всем неуважении к Горбачеву – он не хотел разрушать страну.

И я с ним солидарен. Причины разрушения были как субъективные, так и объективные.

По китайскому пути?

А вот что произошло бы со страной, если бы Андропов прожил дольше – вопрос интересный. Как высказался по этой теме тот же Николай Рыжков, «Андропов проводил бы мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым (в то время ставший идеологом перестройки). Он был знаком с основами китайского варианта реформ. Если бы он дольше прожил, пошел бы по пути Китая».

Рыжков имел в виду реформы, начатые в Китае в 1978 году под руководством популярного в стране политика Дэн Сяопина. Возможно, так бы и произошло, если не учитывать, что Юрий Владимирович был твердым сторонником марксистско-ленинской теории о социализме, рыночной экономики в котором не было предусмотрено.

Руководители же Поднебесной шли по пути построения социализма, как они заявляют, с китайской спецификой – социализма с рыночной экономикой. То есть фактически шли по пути построения капитализма. По этому пути идут и в настоящее время.

А вот то, что при правлении Андропова, учитывая его большой опыт и высокий интеллектуальный уровень, не произошло бы развала страны, я не сомневаюсь. Возможно даже, ему пришлось бы свернуть на китайский путь развития с российской спецификой, такая вероятность в то время существовала.

Анатолий Иванов, экс-депутат Госдумы трех созывов от города Тольятти
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 5 (1491) 09.02.24