Юные шахматисты школы села Ягодное учатся логически мыслить и общаться, побеждать и проигрывать

    дети играют в шахматы
    фото: «Ставрополь-на-Волге»

    Ребята с удовольствием играют в шахматы на базе образовательного центра «Точка роста», который открылся здесь в прошлом учебном году в рамках нацпроекта «Образование». Сначала в школьных турнирах, которые организовывал педагог Дмитрий Захаров, участвовали пять учеников. А теперь за титул сильнейшего приходят сразиться более 20 мальчишек и девчонок. Учитель, конечно, рад и мечтает о дополнительных шахматных часах, чтобы хватило на всех желающих…

    Воспитание ума

    Дважды школьная команда занимала третье место на областных соревнованиях «Белая ладья». Дети были в восторге от поездки в Самару, от полученных призов. В этом году из-за пандемии коронавируса юные интеллектуалы, увы, никуда не поехали. Но приняли участие в областном онлайн-турнире «Волшебные шахматы», который организовал Центр социализации молодежи (ЦСМ). В личном зачете занял первое место второклассник Кирилл Винюсев, а среди девочек – третьеклассница Екатерина Новикова.

    «У нас появились победы, которых раньше не было», – говорит заместитель директора по методической работе Елена Шумакова, педагог с 30-летним стажем. Обучая второклассников, она отмечает, что дети, которые занимаются шахматами, легко решают нестандартные логические задачи. Это дорогого стоит, ведь в рамках урока развивать логику очень сложно. А в «Точке роста» она развивается прекрасно, да и другие способности детей тоже. Например, Кирилл Винюсев хорошо учится, как орешки, щелкает олимпиадные задачи по математике. Несколько его одноклассников тоже занимаются шахматами в «Точке роста». «Я тестировала ребят, когда они пришли учиться в школу, знаю их способности. Шахматисты на голову выше остальных. Они умеют просчитать задачу, выстроить логическую цепочку и прийти к правильному решению», – отметила Елена Анатольевна. Она рассказала, что на переменах эти мальчишки не бегают, не сидят в телефонах, а играют в шахматы. Сейчас областные и всероссийские соревнования проходят в режиме онлайн, и ребята разного возраста вместе с педагогом Дмитрием Геннадьевичем активно в них участвуют, показывают хорошие результаты. Ну как тут не вспомнить известный педагогический тезис: «Чтобы воспитать ребенка, в доме должны быть шахматы, лыжи и собака. Собака – для воспитания сердца и души, лыжи для здорового образа жизни, а шахматы – для воспитания ума».

    Точка роста – поворот судьбы

    13-летняя Светлана Малинина вообще самородок, как считает Елена Анатольевна. Девочка воспитывается в приемной семье. С открытием «Точки роста» начала активно играть в шахматы и очень быстро оказалась в лидерах. Поворот судьбы помог ей самоутвердиться. Татьяна Александровна, приемная мама Светы, рассказала, что девочка готова играть в любую свободную минуту. Дочка сильно изменилась. Сегодня трудно поверить, что в конце второго класса она не знала даже буквы алфавита. Далеко не все педагоги верили, что приемные родители с ней справятся. А сейчас говорят: «Удивительно – Света стала совершенно другим ребенком». Ей начали доверять, у нее развилась ответственность. Она безотказная, выполняет любое поручение. Причем старается, делает работу не ради галочки, чтоб отстали. Как говорится, гиперактивность направлена в мирное русло. Шахматы (ни для кого не секрет) – игра для терпеливых и усидчивых.

    Мало того, Света заразила шахматами своих младших братьев-сестер, воспитывающихся в приемной семье. Теперь Руслан, Наташа и Таисия с энтузиазмом открывают для себя удивительный мир шахмат.

    Поскольку в декабре занимались только ученики младших классов, в школе мне удалось пообщаться с упомянутым уже Кириллом Винюсевым. Он рассказал, что шахматами увлекается почти три года. Шахматную доску подарила любимая бабушка, но сама играть она, увы, не умела. Азы показал учитель детского образовательного центра «Благовест». Дмитрий Геннадьевич продолжил его учить. Процесс нравится очень! Вместе с другими ребятами Кирилл стал ездить на соревнования. Еще он вместе с мамой ездит в детско-юношескую спортивную школу в Тольятти. Она так и называется – «Шахматы» – и находится на улице Революционной. «Побеждать стал не сразу, но обыгрывать соперника понравилось. Интереснее всего – играть с сильным соперником», – признался Кирилл.

    Мама рада дружбе

    А его мама Марина Петровна призналась, что Кирилл сразу же увлекся игрой, не расставался с шахматной доской ни на минуту. С нетерпением ждал занятий с педагогами, играл онлайн в интернете. «Дмитрий Геннадьевич – прекрасный педагог, дети бегут к нему на занятия, у них замечательные дружеские отношения. Он научил Кирилла решать задачи. Сын говорит, что это очень помогает ему выигрывать. Благодаря занятиям он научился логически мыслить, стал более самостоятельным», – рассказала Марина Петровна. – Замечательно, что «Точка роста» дала возможность школьникам Ягодного заниматься рядом с домом, не у каждого в селе есть возможность ездить в город».

    А еще мама рада, что Дмитрий Геннадьевич сплотил своих воспитанников. На соревнования ученики начальных классов ездят вместе с более старшими. Они дружат между собой и со своим наставником.

    Дружба такая, согласитесь, дорогого стоит. Интересно, что Дмитрий Захаров – выпускник школы села Ягодное. К шахматам приобщился благодаря директору Фаине Дашкевич, которая вела у него математику. Проводил перемены, как и его сегодняшние ученики, за шахматной игрой. И увлечение в какой-то момент стало его профессией.

    Просто учимся… жить

    – Что дала «Точка роста» юным шахматистам в организационном плане? – спросила я у педагога.

    – Пришло оборудование: специальные столы, часы, шахматы, а также замечательная учебная литература, которая помогла составить план работы на два года вперед. Появилась возможность тренироваться. Многие ребята увлеклись игрой. Все просто: если полюбишь шахматы, они полюбят тебя, будешь играть на достойном уровне.

    – Кстати, о достойных. Много талантливых ребят выявили?

    – У меня сложился костяк 15 человек. Хочу отметить Кирилла Коросева из 6 «А» класса, он выполнил первый юношеский разряд. Ему на пятки наступают Дима Мурашов (5 «Б»), Кирилл Винюсев (2 «А»), Алексей Токарев (5 «В»). Есть и девочки способные: упомянутая уже Света Малинина (7 «Б»), Анастасия Захарова (6 «Б»). Моя позиция как наставника проста: есть специальное помещение, я с учениками с удовольствием занимаюсь, организую выезд на турниры. Пожалуйста, ребята, тренируйтесь, решайте задачи. А уж чего сможете добиться, зависит в первую очередь от вас самих.

    – Гимнастика ума, конечно, прекрасна. А что вы можете сказать о воспитательном эффекте игры?

    – Думаю, в школе обязательно нужен такой кружок в рамках внеурочной деятельности. Ведь шахматы учат мыслить, оценивать ситуацию, анализировать ее и просто… жить. Шахматы – это, по сути, модель жизни. На доске можно ошибаться. Сделав неправильный ход, есть возможность проанализировать причины ошибки, свои слабые места. Понял, например, что излишне эмоционален. Успокоиться помогает дыхательная гимнастика. Находишь специальные упражнения, осваиваешь их. Шахматист должен быть разносторонне развит. Кто-то из великих гроссмейстеров сказал: «Если шахматист будет все время думать о шахматах, из него получится плохой шахматист». А Магнус Карлсен, норвежский гроссмейстер, который в настоящее время является действующим чемпионом мира по шахматам, идеи по стратегии своей игры находит в… книгах великих полководцев…

    – И последний вопрос: какое событие считаете самым большим достижением своих воспитанников?

    – Командное первенство Самарской области, когда все вместе мы играли в спортивной школе Тольятти. Пусть шансов на победу у нас было мало, так как там играли дети со взрослыми разрядами, кандидаты в мастера спорта, но мы пришли на соревнования получать опыт. А повысить мастерство можно только с соперником, который сильнее тебя. Гроссмейстерам даже платят за то, чтобы с ними сыграть и понять свои просчеты и слабости.

    Символично, что, покидая ягодинскую школу, я встретилась во дворе с директором Фаиной Дашкевич, которую коллеги называют настоящим фанатом шахмат. Она в свое время передала любовь к игре своим ученикам, а сегодня благодаря «Точке роста» прекрасная традиция продолжается. Есть ребята, которые тоже мечтают стать педагогами-тренерами, как Дмитрий Геннадьевич, хотят работать с детьми. Своими планами они уже поделились с родителями. Как говорится, пусть мечты станут реальностью. Молодость – пора взлета…

    Ольга Пимантьева, оригинал статьи опубликован в газете «Ставрополь-на-Волге»