Юкка Пиетиляйнен: единственная «живая» редакция, где смогли поговорить, оказалась «Площадь Свободы»

Юкка Пиетиляйнен
фото: "Площадь Свободы"

В Тольятти побывал исследователь из Хельсинки Юкка Пиетиляйнен, рассказавший об отличиях российской и финской прессы.

На днях Тольятти посетил финский исследователь из Хельсинского университета Юкка Пиетиляйнен (Pietiläinen). Двадцать лет Юкка занимается довольно интересной работой — исследованием российских СМИ в регионах, объезжая наши города и веси. За все эти годы Юкка побывал примерно в трех десятках городов России, выполнив в общем-то уникальную работу, которой не занимается никто даже в нашей стране. Так уж получилось, что Юкка оказался в Тольятти в нелегкую для местной печати годину, и единственной «живой» редакцией, где с Юккой смогли поговорить, оказалась «Площадь Свободы».

Времена, когда на иностранцев смотрели с придыханием, держа в уме заветное «заграница нам поможет», давно миновали. Сегодня визит иностранца к журналистам воспринимается как появление в редакции любого другого человека с улицы. Более того, первая же мысль, которая возникает при интересе финна к российской прессе, — «работает на иностранную разведку». Сразу возникает чувство, что сейчас пойдут вопросы, испытываем ли мы попытки власти вмешаться в нашу работу. И такие вопросы действительно пошли одними из первых. Наверное, впервые наш журналист оказался в ситуации двухстороннего интервью, когда оба собеседника положили друг перед другом каждый свой диктофон.

По словам Юкки, ему 48 лет, но выглядит мужчина значительно моложе. Он неплохо говорит по-русски, но медленно, с длинными паузами и тщательно подобранными словами. У нашего собеседника не сходит с лица застенчивая полуулыбка, как будто он глубоко польщен, что ему дали слово.

Юкка рассказывает, что отучился на журфаке Хельсинского университета и немного поработал журналистом, пока не грянул кризисный для финнов 1993 год, когда масса газет были закрыты. Около года молодому журналисту пришлось сидеть без работы, пока ему не предложили провести для университета исследование российской прессы. Юкка начал и втянулся. Теперь он сам ищет финансирование под свои исследования, и его научная работа с переменным успехом продолжается. Исследования Юкки Пиетиляйнена публикуются на англоязычных, финских и русскоязычных ресурсах.

Как рассказывает Юкка, у финнов сейчас довольно прохладное отношение к России, основанное на давней истории взаимоотношений стран. Они полагают, что наше государство тоталитарное, недемократическое. Отношение в России финнов можно заметить даже на недавних примерах. Когда был теракт в московском метро, финны об этом практически не писали, зато много писали об аналогичном теракте в Мадриде, хотя Москва к финнам в три раза ближе, чем Мадрид. «Потому что Россия для финнов — другой мир, — объясняет Юкка. — Хотя в Финляндии есть публикации о России, в основном они связаны с российскими культурой и спортом».

По словам Юкки, в целом финны не настолько критичны к России, как, например, наши недавние братья эстонцы. Дело в том, что Финляндия испытывает определенную зависимость от России, особенно по части сбыта своей молочной продукции и туризма. Ежегодно в Финляндию приезжали порядка миллиона россиян, оставляя там свои деньги, и с началом обмена с ЕС экономическими санкциями Финляндия потеряла порядка 20% российских туристов, что сразу отразилось на бюджетах финских городов. Финляндия также понесла довольно большие убытки от ограничения экспорта в Россию молочной продукции. По словам Юкки, отношение финнов к России достаточно сбалансированное, с учетом того, что Финляндия не является членом НАТО и большинство финнов против вступления в этот военный альянс. Вопрос на эту тему периодически поднимается в финских СМИ, и 70% населения голосуют против НАТО. Финны достаточно критично настроены к США, во многом разделяя мнение о том, что Америка взяла на себя роль своеобразного мирового полицейского, а также оказывая сильное культурное давление на другие страны. По словам Юкки, на финских телеэкранах идут сплошь американские сериалы.

Наш гость рассказывает, что в отличие от финской прессы российская отличается очень большим разнообразием — от явно желтой скандальной прессы до сугубо деловых и официальных изданий. По словам Юкки, у них есть так называемые вечерние газеты, но они не настолько скандальны, как российская желтая пресса. «У нас гораздо более спокойная пресса. В Финляндии скандал — это, например, статья о погоде, что будет очень холодно или очень жарко, — рассказывает Юкка. — Бывают политические скандалы, например, заявление чиновника о том, что он не будет отчитываться о своих спонсорах во время выборов, поскольку закон не предусматривает за это наказания. Конечно, это несравнимо с тем, что печатают ваши газеты».

По мнению Юкки, российская пресса даже где-то опередила финскую, по крайней мере, в общемировой тенденции достаточно быстрого развития электронных СМИ в ущерб печатным. В Финляндии, по словам Юкки, печатные СМИ имеют очень сильный вес, и большинство финнов предпочитают именно их, а не телевидение, радио и Интернет. Около половины финнов по сей день выписывают газеты, и около 90% их читают. Кажется, что финны чрезмерно консервативны. Но у нашего гостя этому находится рациональное объяснение. Финские газеты дают более подробную информацию, чем остальные СМИ. Есть и экономический момент: открытие нового издания в Финляндии даже в маленьком городе стоит больших денег — порядка миллиона евро. Но даже если на это дело находится инвестор, люди все равно продолжают выписывать привычную для них газету, так что зайти на печатный рынок с новым именем практически невозможно. В финских городах парадоксальная ситуация: в каждом есть буквально одна, максимум две подписных газеты, которые забирают на себя довольно большой вал рекламы (более 30% против 20%, идущих на телевидении). В финских газетах в основном рекламируются ежедневные продукты и товары из супермаркетов, под них отдаются целые страницы. Также рекламируются автомобили, часы, культурные мероприятия, но в меньшей степени. Мы спрашиваем, неужели сетевые магазины не бросают в почтовые ящики свои рекламные буклеты? Юкка отвечает, что такие попытки есть, но финны такие буклеты не читают, поэтому сетевикам приходится давать рекламу в газетах. Это чисто финская специфика. В финской прессе есть и черты, присущие российской — с годами уменьшается общее количество материалов и их объемы. Статьи становятся короче. В России это обычно связывается с тем, что люди вообще стали меньше читать, а Юкка полагает, что становится меньше рекламы и, соответственно, финансирования.

Профессия «журналист» в Финляндии не престижная, но популярная и довольно хорошо оплачиваемая, она входит в тройку-пятерку самых востребованных в вузах. По словам Юкки, на местных факультетах журналистов конкурс по десять человек на место, и студенты довольно хорошие, поэтому у вузов есть возможность отбирать только самых лучших. Абитуриенты так переживают за поступление на журфак, что, бывает, даже судятся с вузом, если считают, что их отсеяли незаслуженно…

Но вернемся в Россию. «В Тольятти мало печатных СМИ в сравнении с такими городами, как Екатеринбург, — делится своими впечатлениями Юкка. — В основном я был в старых городах, таких как Петрозаводск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Якутск, Ростов, Самара, Казань, Ижевск. И ни одного похожего на Тольятти города в России я не видел. У вас большие дома, парки и нет ясного центра города».

Интересно:
В 90-х годах, когда Пиетеляйнен начинал свою работу, он писал о том, что в СССР СМИ выполняли во многом «ритуальную» функцию, а с началом перестройки сыграли важную роль в разрушении Советского Союза, дискредитировав систему новой информацией и, что важнее всего, способами ее подачи. Спустя 20 лет с этим сложно не согласиться, но сейчас немного другое время. Период определенного политического хаоса завершился, и сегодня российские СМИ в целом занимают более взвешенную позицию, участвуя по мере сил в укреплении государства и, по мнению исследователя, отчасти возвращаясь к «ритуальным» функциям, которые были при СССР.

Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы»

Юкка Пиетиляйнен
фото: «Площадь Свободы»