Темой юбилейного 15-го фестиваля «Премьера одной репетиции» стал «Популярный театр». Как пояснил художественный руководитель «Дилижанса» Виктор Мартынов, на протяжении полутора десятилетий воплощающий собственную идею:
– Наш директор мне год назад предложила провести этот фестиваль с особым размахом, на всю страну. Мы хотели собрать огромную гостевую программу, провести творческие лаборатории, посвященные профессии «театральный менеджер», исследовать тему рекламы спектакля, то, как искусство должно продвигаться к людям. Отсюда и тема «Популярный театр».
Но мы не выиграли ни один грант и даже сомневались в возможности проведения фестиваля. Но в итоге будем теперь вместе разбираться, что же это такое – популярный театр…
Программа фестиваля получилась большой – по два показа ежедневно:
– Пятнадцатый фестиваль – 15 событий.
Будет целых два открытия: первое – 16 июня в Парковом комплексе истории техники, а второе – на следующий день уже в стенах ТЮЗа. В комплекс приглашают уже в 20:00 часов, а в 21:00 час начнется спектакль «Месяцы» известного всей стране и за ее пределами театра из Санкт-Петербурга «Странствующие куклы господина Пежо».
– Театр основывается на барочной опере, фехтовании, восточных боевых искусствах, средневековых миниатюрах. Их искусство восходит к лучшим традициям европейского карнавала.
Сверхзадача завораживающего спектакля, по словам Виктора Валентиновича, – усыпить зрителя, ввести в состояние сладкого приятного сна.
Второе открытие тоже сделают гости – это казанский ТЮЗ со спектаклем Артема Устинова «Здесь был Кай».
– Спектакль уже вошел в лонг-лист премии «Золотая маска», номинант национальной премии искусства для детей «Арлекин». Артистка Эльмира Рашитова, исполняющая роль Герды, – лауреат театральной премии министерства культуры Татарстана. Те, кто знаком с творчеством Устинова, понимают, что будет уже не так весело, как накануне, придется подумать, попереживать…
Также в рамках гостевой внеконкурсной программы состоится моноспектакль народного артиста РФ Евгения Князева «Пиковая дама», но уже 20 июня. А в основной программе конкурсанты покажут девять эскизов. Почему же Мартынов говорил о 15 событиях? А он посчитал все постановки, включая победителя прошлогоднего фестиваля, спектакль «Три фарса из одного циркового фургончика», а также церемонии открытия и закрытия.
Театр для детей и молодежи «Мастерская» из Самары представит две работы в один фестивальный день. 18 июня: «Звездный час по местному времени» Георгия Николаева в постановке Кристины Маяк и «Эмигранты» Славомира Мрожека в постановке Романа Нарцева.
Ролик анонса первого эскиза очень заинтриговал. Худрук «Дилижанса» пояснил, что по этой пьесе в 1990 году был снят фильм «Облако-рай». Его признали последним шедевром советского кинематографа. Очень хочется увидеть, что получилось у самарцев.
А «Эмигрантов» уже ставил наш МДТ, причем тоже в рамках фестиваля «Премьера одной репетиции». Судя по ролику, «Мастерская» покажет какие-то другие грани пьесы, так как прошло время, и сегодня тема эмиграции, прямо скажем, актуальнее.
Представители МДТ Антон Шибанов и Христина Шеппель представят свою работу – «Шоу имени другого», нечто философское, судя по показанному актерами отрывку.
– Психосоциальная ирония, – точнее охарактеризовал постановку с возрастным цензом «16+» Виктор Мартынов.
Остальные шесть эскизов сделали актеры и режиссеры «Дилижанса». 19 июня Алена Савельева ставит в малом зале эскиз «Эльфы, орки и другие жители Вологды» по пьесе Анны Гейжан:
– Это фэнтези-квест о подростках и для подростков, а также взрослых людей, пребывающих в вечном пубертате, как я…
В ролике молодые люди с ушами «а ля эльф» рассуждают, хорошо ли уезжать из… Тольятти. Наверное, изменить название пьесы было нельзя, а в Вологде, возможно, у юношества похожие проблемы. Да, надо бы посмотреть, но зал очень маленький, и Алена сказала, что уже выкуплено 50 мест…
Александр Кудрявкин, актер «Дилижанса», выступит в качестве режиссера. Его эскиз «…Час, когда я полюбил подушку» отнесен к жанру «балет чувств». Это что-то новенькое и, судя по показанному отрывку, там тоже станут спать, но уже актеры, а не зрители. А может, нет. Это будет пластическая постановка без слов. А может, со словами, пока непонятно:
– Зрители – люди чувствующие, и актеры – люди чувствующие. Между нашими чувствами происходит танцевальный диалог. Ну, как-то так. Человек уходит от реальности в подушку, на сцене происходят разные трансформации, короче, очень интересно!
Вот такая презентация…
Остальные четыре постановки, к счастью, на основе классики. 21 июня моноспектакль по роману Льва Толстого «Анна Вронская» представит Ирина Храмкова:
– Я давно мечтала о моноспектакле и об Анне Карениной. Долго мучилась с инсценировкой, в которую, конечно, впихнула не весь роман, а только линию Анны и Вронского. Роман этот мой любимый, он считается самым загадочным произведением Льва Николаевича, он множество раз ставился и экранизировался. Все пытаются разгадать, почему так жестоко обошелся автор со своей героиней. Я тоже попыталась, и кажется, мне это удалось…
«Соло на скрипке в трех частях» – такой жанр для своего эскиза, тоже по классике, определила Екатерина Зубарева. За основу одноименной постановки взято произведение Федора Достоевского, которое начиналось, как роман, но закончено было в виде повести. Очарование музыкой и пластикой, вполне вероятно, подвигнет зрителя проголосовать за работу, идущую в конкурсной программе. Ведь Зубареву и начали ставить вне конкурса именно из-за ее постоянных побед. Впрочем, посмотрим…
Екатерина Федощук свою постановку «Жизнь нараспашку» создала по мотивам трех рассказов Александра Куприна: «Allez!», «Чудесный доктор» и «Телеграфист». Это будет драма о человеческих горестях и радостях.
Татьяна Сундукова смело взяла для своего эскиза одноименное произведение Михаила Лермонтова «Штосс». Повесть начата и не дописана – причиной стала гибель на дуэли. Странная и мистическая, где главный герой играет с призраком. Штосс – название карточной игры, с правилами которой автор постановки познакомила будущих зрителей:
– Нельзя смотреть спектакль, не зная, что такое штосс…
Однако Штосс – еще и фамилия некоего загадочного титулярного советника, в доме которого разыгрываются события, обрывающиеся текстом автора:
– Надо было на что-то решиться. Он решился…
А на что? Еще в позапрошлом веке попытки завершить произведение предпринимались неоднократно. Татьяна Сундукова предлагает самим зрителям решить судьбу героя:
– Именно вы выберете финал спектакля. По секрету скажу: у нас их два…
Итак, интрига на интриге, главная из которых будет раскрыта вечером 23 июня на церемонии закрытия фестиваля. Какой эскиз в репертуар будущего сезона выберут зрители? Посетить если не все 15 событий, то хотя бы все девять конкурсных постановок станет непросто. И одна из главных причин – практически никакая работа общественного транспорта…
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»