Я с детства рвался в поднебесье

Новости Тольятти augustnews.ru

На днях тольяттинский школьник Сергей Волков победил в первенстве России по авиамодельному спорту.

Соревнования прошли в Пензе, в них приняли участие более 40 спортсменов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других российских городов. В личном зачете наш земляк занял два первых места в классе гоночных моделей и в классе моделей воздушного боя. Кроме того, недавно команда МБОУ ДО «Родник», где занимается Сергей Волков, заняла второе место во Всероссийской научно-технической олимпиаде по авиамоделированию в классе зальных радиоуправляемых авиационных моделей. Победы стали поводом для визита в Лабораторию авиационно-спортивного авиамоделизма МБОУ ДО «Родник» к педагогам Владиславу и Владимиру Зеленовым.

Главное — чтобы железки взлетели

Сергей Волков рассказал, что занимается в лаборатории с 10 лет, а впервые попал туда в четыре года. На экскурсию его привел отец, который когда-то сам занимался у педагогов Зеленовых. Этот факт говорит о многом. Благодаря увлеченным наставникам авиамодельный спорт стал семейным видом отдыха Волковых. Сначала Сергей с отцом конструирует радиоуправляемые модели, а потом запускает их на природе. Впервые будущий победитель поехал на областные соревнования именно со своим самолетом.
По словам Сергея, интерес к авиамоделизму рос у него с каждым годом, заниматься в кружке хотелось больше, чем сидеть у компьютера. Понравилось продумывать каждый свой шаг при достижении цели. После окончания 11-го класса Сергей хотел бы пойти в летное училище, чтобы связать свою жизнь с небом и авиацией.

— Что самое сложное и самое интересное в авиамодельном спорте? — спросила я у юного победителя.

— Сложна техническая часть. Все начинается с земли, надо, чтобы эти 23 железки заработали и взлетели. Это главная задача авиационного техника. Интересное самое — процесс покорения вершин, приятно стоять на пьедестале и получать медаль за то, что ты сделал. Авиамодельный спорт научил меня разбираться в физике, например, в теме «Аэродинамика» я теорию проверил на практике. Получается, увлечение началось с романтики, а потом проснулся интерес к технической стороне процесса.

Денег нет? Дышите воздухом!

— Теория без практики мертва, а практика без теории слепа, — вступил в наш диалог педагог. Сомневаться в его афоризме нет никаких оснований, поскольку актуальным сегодня техническим образованием молодежи Владимир Васильевич занимается более 40 лет — с 1974 года. Недаром в его лабораторию авиамоделизма ездят ребята со всех районов города. Думаю, не одному десятку подростков опытный наставник помог определиться и с предпрофильной подготовкой, и с выбором профессии. Естественно, в летчики рванули не все ученики Зеленова, да и в инженеры тоже. Зато с напильником или ножовкой справится каждый.

— Что больше всего объединяет вас с вашими учениками? — спросила я у Владимира Васильевича.

— Стремление к успеху, интерес к запуску машины — мы все романтики. Мы на работу ходим не за деньги. Наоборот, готовы еще приплачивать, чтобы приходить сюда. Любимое занятие — передавать все, что умеем, детям. Радуемся, видя, чему они научились. В соревнованиях, естественно, побеждают звездочки, у которых есть внутренний стержень, которые готовы бороться со своим волнением.

Владимир Васильевич рассказал, что период с 1981-го по 2001-й год вошел в историю под флагом командных побед самого разного уровня. Поездки на Всероссийские соревнования финансировал областной центр технического творчества, в состав команды входили 5-8 подростков. Постепенно структура дополнительного технического образования трансформировалась, каждое учреждение сделали юридическим лицом, поездки детей на соревнования теперь оплачивают родители, так как никаким бюджетом подобные расходы сейчас не предусмотрены.

Летом, конечно, легче всего. В июне, например, педагоги-энтузиасты берут самых подготовленных детей, палатку, газовую плитку и едут в Йошкар-Олу на соревнования на Кубок России по авиамодельному спорту в классе радиоуправляемых гоночных моделей. С одной стороны — максимальная экономия, с другой — без соревнований спортсменам нельзя, весь смысл тренировок теряется. Владимир Васильевич и его сын Владислав Владимирович, отметим, — мастера спорта, «летающие тренеры», состоят в Федерации авиамодельного спорта.

— Насколько затратен авиамоделизм? — спросила я у Владимира Васильевича.

Он рассказал, что аппаратура дистанционного управления стоит 7000 рублей. К ней нужен приемник (2 тысячи), а также исполнительные механизмы (один стоит 1000, потребуется несколько). Мотор к самолету стоит от 12000. Чтобы ребенок занимался, 12000-15000 надо вложить. Получается, у кого есть деньги, те смогут погрузить детей в романтику и спортивный азарт. Если нет денег — дышите глубже свежим воздухом?

Вот авиамоделисты и дышат! Тольяттинские мальчишки забрасывают в небо лишь метательные планеры — самолеты без моторчиков. На их изготовлении, к сожалению, и заканчивается ознакомительная программа.

Отняли детство у ребят

А вообще-то, авторская программа Владимира Васильевича уникальна, рассчитана на последовательное обучение детей трех возрастных групп: 7-11, 12-15 и 16-18 лет. Однако вопрос ее внедрения упирается в финансирование. Оно у нас, как известно, всегда оптимизируется. 216 часов программы рассчитаны на то, что ребенок построил хотя бы один самолет в год. Количество часов, однако, урезали до 144. Прощай, самолетик, сделанный своими руками! В поднебесье теперь можно не рваться… Исчезли также часы индивидуальных занятий, когда преподаватель и ученики перед соревнованиями тренировались в пуске моделей часами. Авиамодельный спорт, по мнению Владимира Зеленова, постепенно превратился в ознакомительную программу.

Мало того, по новым ФГОСам во всех школах ввели внеурочную деятельность и «оттянули» детей из учреждений дополнительного образования, в частности — из технических кружков. Школьным учителям, конечно, хорошо, их зарплата выросла. А вот Владимиру Васильевичу приходится писать записки педагогам школ: «Ребенок занимается в авиа-модельном кружке, просьба отпускать на занятия». Мамы кружковцев, в свою очередь, приходят, извиняются, мы, мол, ходить на кружок не будем, так как не хотим портить отношения с учителем. Из-за новых нагрузок в школе отняли детство у ребят. По шесть-семь уроков в первых классах — где такое видано? Страдает психика, дети становятся агрессивными.

Последний вопрос я задала Владиславу Владимировичу, принявшему педагогическую эстафету от отца и матери.

— Ваша мотивация в работе — это пример родителей?

— Да, но еще хочется и молодежь за собой подтянуть. Систему ступенчатого развития надо обязательно поддержать, так как в ней — залог спортивных достижений и профориентации. Для реализации программы, как мы подсчитали несколько лет назад, в год понадобится более ста тысяч, сейчас — еще больше. А подушевого финансирования, которое ввели в образовании, хватает только на коммуналку…

Ольга Пимантьева, Площадь СВОБОДЫ
oleangelina@yandex.ru

фото: Площадь СВОБОДЫ

Небесная мастерская