Чудесная новость этой недели — наш муниципальный транспорт теперь можно отслеживать через сервисы «Яндекса».
Причем не только пробки, но и когда приедет твой автобус. Вещь, наверное, удобная (я пока не пробовала), просто в реалиях наших городских перевозок смотрится двусмысленно.
С одной стороны, с планшета или смартфона можно увидеть, как скоро ты сможешь воспользоваться «немаршруткой», с другой стороны, мы ведь знаем, что некоторые «номера» трудно дождаться после 21.00, не говоря уже про 22.00.
Относительно недавно моя коллега Наталья Харитонова уже писала, как нереально уехать даже в пределах района после театрального фестиваля (даже на альтернативном транспорте). А троллейбусы и автобусы молодежь порой рассматривает как транспорт для пенсионеров. В итоге мы имеет картину, что для удобства пользования «муниципалкой» надо иметь под рукой электронные устройства и ездить желательно в «детское» время.
Здесь, мне кажется, кроются два момента, и они оба касаются городского уклада. Не знаю, обратили ли вы внимание, что уже ближе к 21.00 в некоторых районах города (в Центральном, например) людей на улице становится маловато для такого большого города, как наш. Неужели все на дачах или сидят по домам? Неужели некуда пойти? Кстати, есть мнение, что некуда. Но активная часть общества с этим не согласится.
Наш динамичный город (так он представлен в официальных отчетах) ведет кипучую жизнь. Не секрет, что сейчас люди стали работать по вечерам дольше, нежели это было в СССР. Получается, чтобы добраться домой или, например, сходить в театр, кино, на выставку, на встречу с друзьями или по делу, надо передвигаться по городу вечером-вечером. А это затруднительно! Казалось бы, есть маршрутки, есть такси.
Однако на такси не наездишься при скромной зарплате, а маршрутки не панацея, потому что за свой график не несут никакой ответственности. К тому же, есть направления, вечером забитые до отказа — в частности, в Шлюзовой, Жигулевск, в Приморский и Подстепки. Вот я и думаю: люди никуда не ходят/ездят потому, что им не надо или это просто сложно? Про сложно я много раз слышала от друзей, которые, по идее, в силу возраста должны быть активной частью общества.
Как бы меня ни убеждали, что теперь есть маршрут, связывающий три района, но 18-й троллейбус таковым не стал. Он ходит настолько редко, что на него никто не рассчитывает, а маршрут пролегает так замысловато, что популярностью троллейбус не пользуется. Об этом открыто говорят кондукторы городских троллейбусов.
«Все жалуются, но ничего не происходит. Вы ведь знаете, кому в городе принадлежат маршрутки?» — такие речи как под копирку повторяют кондукторши в беседах с пассажирами.
Но от слухов и домыслов не легче. Мне совершенно все равно, кому что принадлежит, я просто хочу, чтобы в городе был нормальный городской транспорт, удобный и вместительный, и чтобы людей возил хотя бы до 00.00. Ведь в других местах нашей страны такое возможно!
Кстати, не видела я 18-й троллейбус после окончания хоккея на «Лада-Арене», хотя по идее этот маршрут был призван развозить болельщиков. Для жителей Старого и Нового были поданы автобусы, а комсомольчан как обычно никто в расчет не брал. Оттого и неудивительно, что еще один некогда популярный 21-й маршрут, соединяющий Комсомольский район с ТоАЗом, потихоньку «сворачивают», сейчас последний троллейбус идет в 19.30, и если народ задержался на кладбище или на многочисленных дачах — ну и пусть выкручивается как-то…
Елена Кочева, газета «Площадь Свободы»
фото: Вадим Кондратьев