Призер Дельфийских игр России – 2022 Даниил Матыгин считает, что победы в конкурсах дарят музыканту уверенность в себе
Ему всего 19. Но за плечами – немало профессиональных побед. Разных. Знаковых. Трудных. Счастливых. Месяц назад он взял красивое золото на Всероссийском музыкальном конкурсе в Казани. Одаренный гитарист Даниил Матыгин – ученик знаменитой тольяттинской гитарной школы Григория Эстулина и Галины Шульговской, студент исполнительского отделения Самарского института культуры.
Четыре струны
– Даниил, когда вы впервые взяли в руки гитару?
– Я помню, тогда был еще очень маленьким. У меня была игрушечная гитара, там было четыре струны. Обычная игрушка. Но с нее все началось. Мне стало интересно, и я сам попросил маму, чтобы она меня отвела к какому-нибудь педагогу.
– Вам было?..
– Кажется, шесть.
– Вот такой осознанный ребенок?
– Вряд ли. Наверное, в тот момент это было что-то спонтанное. У игрушечной гитары были кнопки, на которые можно было нажать, чтобы она воспроизводила какие-то звуки. А я хотел научиться играть сам. Без кнопок. Но у меня не получалось.
– Вряд ли вас вдохновило ее звучание. Почему же гитара?
– Мне уже 19 лет, а я сам себе до сих пор на этот вопрос не ответил.
Работа
– Когда вы отправились к своему первому учителю музыки, родители купили совсем не игрушечную гитару. Обыкновенную, в обыкновенном магазине?
– Конечно. С ней я пошел к своему первому учителю – Евгению Умылину.
– И проучились у него?..
– Один год. Аккорды, блюзовые песни, гаммы… А через год он порекомендовал мне продолжить учиться в Тольятти, у Григория Эстулина. Помню, как на прослушивании я сыграл какое-то произведение и спел песенку про львенка. Григорий Эдуардович послушал и попросил меня спеть ее еще раз. Но погромче. Вероятно, это была проверка на мою стеснительность.
– А она была?
– Если честно, в детстве ее было даже меньше, чем сейчас. Так началась работа.
– А «работа» для вас какое слово?
– Разное… Сейчас, наверное, работа для меня уже просто необходимость. Я без нее не могу. Потому что, если чем-то не занят, моя самодисциплина просто рушится.
Красно Солнышко
– В очень юном возрасте вы уже получили удовольствие от гитары? Вряд ли в тот момент Даниил Матыгин мечтал стать большим музыкантом.
– О, я хотел стать князем Владимиром.
– Князем? Ни больше ни меньше?
– Был в то время такой хороший советский мультик – «Князь Владимир Красно Солнышко». Очень интересный и качественный. Мне в нем все нравилось. Я смотрел на его главного героя – князя Владимира – и понимал, какой он отважный, храбрый, смелый, как ему все удается, какие подвиги он совершает. В самый сильный момент этого сюжета князь прыгал откуда-то с красной накидкой. Я брал мамин платок, повязывал его на шею и прыгал с дивана.
А вот с гитарой в шесть лет у меня все было еще не очень определенно. Наверняка родители были настроены на мое музыкальное образование гораздо серьезнее, чем я. Ко мне это пришло очень нескоро. Был момент, когда я вообще уходил от гитары. В переходном возрасте, когда отказывался ото всего, что было раньше.
– А когда вы расстались с гитарой, вокруг вас возник некий душевный вакуум или он легко заполнился чем-то другим?
– Вакуум был бы, если бы я не заполнил его чем-то альтернативным. Занимался музыкой, только массовой. Мне нравился джаз, я начал слушать такую музыку. И в этот год без гитары наверстывал упущенное, в том числе во дворе с друзьями.
– А друзья? Они понимали, что гитара в ваших руках не проходная дворовая «подружка», а нечто более серьезное и глубокое?
– Чем старше я становился, тем большее уважение я с их стороны чувствовал. Видимо, и к ним, и ко мне одновременно приходило понимание, что этим заниматься стоит.
– Родители – музыкальные люди?
– Папа был спортсменом, хоккеистом.
– Логично спросить: значит, у юного гитариста и отношения с хоккеем тоже случились?
– И с хоккеем, и с футболом. Папа поставил меня на коньки, клюшку в руки дал, научил играть в футбол. Поэтому сейчас в свободное время я не скучаю.
Должен убедить
– Сегодня я побывала на вашей репетиции. И мне понравилось, что ваш педагог, делая вам какие-то замечания, непременно спрашивал вас, согласны ли вы с таким исполнительским решением. Вы можете не согласиться с мастером?
– Да. И мне очень нравится такой формат работы. Помню, однажды у нас возник спор по поводу какого-то места в произведении, которое мы с Григорием Эдуардовичем понимали по-разному. В конечном итоге он сказал мне: «Если ты убедишь слушателей со сцены в своей правоте, тогда играй так».
– Вы убедили?
– Хочется так думать.
– Говорят, вы неплохо пишете и могли бы пойти на журфак…
– А я там год отучился. Когда консерватория в Тольятти начала закрываться, нужно было срочно принимать решение, что делать дальше.
– И?..
– И я понял, что там нельзя почувствовать тот вкус жизни, который дает гитара. И вернулся к ней.
Гитара
– Какого класса у вас инструмент сегодня?
– Мастеровая гитара. Ее делал для меня известный воронежский мастер Александр Блинов. Это было в 2016 году, и с того времени я играю только на ней.
– А как с таким приобретением все происходит на практике? Вы делились с мастером какими-то идеями или просили о технических, конструктивных решениях?
– На тот момент мне нужна была гитара поярче.
– Это ответ на ваш темперамент?
– Просто к тому времени я уже стал играть произведения, которые требовали большего диапазона по звуку. До этого у меня был инструмент Мануэля Родригеса. Полуфабричная гитара, которая изготавливалась на заводе, но под присмотром мастера. Мне хотелось более яркого звучания. И когда Алексей Блинов взялся за мой будущий инструмент, он даже просматривал некоторые мои записи, чтобы понять, что именно нужно мне от инструмента.
– Она вам сразу начала отвечать взаимностью?
– Долго к ней привыкал. Больше месяца. А когда привык, почувствовал, насколько она превосходит мою предыдущую гитару по всем качественным характеристикам. И естественно, приобретение нового инструмента – это какая-то новая мотивация. У меня сразу увеличилось количество часов на занятия музыкой. Раза в два точно.
– А сколько времени вы проводите с гитарой сейчас? Вне конкурсов, в обычном режиме?
– Знаете, несмотря на все существующие правила и установки, мне не стыдно сказать, что я занимаюсь 4-5 часов и не больше.
– В общепринятом стандарте это не максимум?
– Не максимум. Было время, когда я сидел за инструментом и 8, и 9 часов. Да и 10 бывало. А сейчас перешел от количества к качеству. Можно ведь отдать этому процессу все 9 часов, но пользы будет немного. А можно провести за занятием 3 часа, но «с головой». Если я ставлю перед собой какую-то задачу, я ее выполняю.
– Вы собираетесь на свой новый конкурс – в Санкт-Петербург?
– Да, «Виртуозы гитары» – это международный фестиваль. В моей группе будут музыканты от 18 и старше. То есть могут приехать профессионалы любого ранга, из любой страны. Но попытка не пытка.
– Буквально месяц назад вы победили в Казани. Питер впереди, Казань взята. А что дают такие победы, Даниил?
– Твердость и перемены в самовосприятии. Приходит уверенность в себе. Конкурс для музыканта – это некое самоутверждение: тебе нужно знать о том, что ты в форме.
– Что важного произошло за пару последних лет в вашем профессиональном продвижении?
– Поменялось отношение к гитаре, к музыке, к исполнению. Это, скорее всего, произошло под давлением проблемы, которая возникла после моего возвращения к гитаре. И которой раньше у меня никогда не было. Появились зажимы, возникала невыносимая боль в руке, в лице. До судорог. Я пытался проблему решить, перепробовал многие способы. А тем временем уже приближались Дельфийские игры. И то ли я перенервничал, то ли смирился с болью, но отпустил себя. И проблема ушла сама собой. Теперь я стараюсь проще относиться к конкурсам, и это экономит силы.
– Если бы выбор произведений для программ был только за вами?..
– Я бы играл очень много джаза.
– В вашем доме сохранилась та самая игрушечная гитара? Как семейная реликвия или улыбка на память?
– Нет, конечно. У нас ведь в семье пятеро детей, я старший, младшему сейчас шесть – было кому на ней поиграть.
Факт
Даниил Матыгин – обладатель звания «Народное признание Самарской губернии», лауреат нескольких международных конкурсов.
Марта Тонова, «Площадь СВОБОДЫ», mail-ps@mail.ru