Выставка в Тольятти: Веселый апокалипсис художника Константина Батынкова

"Голгофа" Константина Батынкова
фото: «Вольный город Тольятти»

В залах Музея актуального реализма открылась выставка Константина Батынкова «Другая жизнь».

Около полусотни работ хранятся в фондах МАР, большая часть доставлена из Москвы, где трудится художник.

Картины доставлялись в большом рулоне – чаще всего Батынков создает свои произведения на грунтованном ватмане, а если размер листа его не устраивает, отматывает, сколько нужно, от обоев. Поэтому легко отличить: работы в рамках – из фондов, прикрепленные прямо к стенам – новые, часть из них тоже приобретет музей.

Изначально, как говорит директор МАР Ирина Яновская, художник предложил сделать всю выставку в черно-белом цвете: такие работы, их сравнили даже с кадрами кинохроники, у автора преобладают. Но было бы не справедливо скрыть от зрителя талант Батынкова-колориста, тем более что в коллекции МАР широко представлены цветные серии «Дети» и «Шесть соток».

Когда знатоки творчества этого самобытного художника говорят о его особенностях, часто используются слова «фантасмагория», «сны», «другая реальность». Картины, на первый взгляд, похожи на репортажные кадры, где что-то происходит, и это, кажется, катастрофа. Впрочем, сам художник, которого кто-то назвал всадником веселого апокалипсиса, говорит:

– Тревожно? Так это – детские страхи. С возрастом пройдет. Оторопь берет? Ну, так я же про жизнь…

Это ведь – другая жизнь. Без приглаженной гламурной красоты постановочных композиций. Практически всё, что изображает автор – его фантазии. Например, серия «ProКосмос» – он там не был, да и почти никто не был.

– Реальный космос, конечно, завораживает, но он далек. Вот и приходится сочинять, о чем только слышал, читал или видел на картинках…

Так же и с серией «Сирия», созданной в 2015 году. Кадры разрушений, вероятнее всего, мелькнувшие на телеэкране, синтезировались в воображении художника в полные трагического хаоса картины. Батынков родился в Севастополе, потом уехал в Москву, но возвращался в древнюю Тавриду, участвовал в раскопках античных развалин, так похожих на то, во что превратились памятники мирового наследия в Сирии.

Вообще, судьба художника чрезвычайно необычна. Во-первых, он, можно сказать, самоучка. Высшее образование имеет авиационного конструктора, рисовать учился только в художественной школе и частных студиях. Однако без всяких сомнений принят в возрасте 24 лет в союз художников тогда еще СССР, а позднее – в международный союз художников.

Имеет множество профессиональных наград и персональный музей-квартиру в столице, его работы находятся во всех знаменитых музеях страны. Работал грузчиком в винном магазине, участвовал в знаменитой группе «Митьки». Пятикратный чемпион страны по баскетболу среди юношей – рост под два метра.

Пожалуй, самая знаменитая его работа – та, что продана в 2008 году на аукционе Сотбис за 12,5 тысячи евро. «Подводная лодка» – яркий пример абсурдистского сюжета, часто используемого художником. Огромная субмарина в степи ведет воздушный бой с роем вертолетов, на переднем плане – множество мелких фигурок, пехота, наверное.

– Откуда всё берется – объяснить невозможно. Если что-то начинаешь объяснять, значит, врешь. Я рисую всю жизнь то же, что рисовал в школе, сидя за последней партой, шариковой ручкой на последней странице общей тетради. Менялись только античные колонны – на деревню, вертолеты – на самолеты, танки – на паровозы, зима – на лето. Не знаю, откуда что взялось? Из космоса. И так у всех. Концептуалисты пытаются что-то объяснить, но я им не верю…

А ведь действительно, что-то похожее мы видели в тетрадке соседа по парте: танки, взрывы, самолеты, всё смешалось на земле и в воздухе… Но удивительнее всего видеть на полотне, например, тот же лес, что в реальности мы видели в 2010 году – сухой мертвый ствол среди пустыря и пеньков. Нет, Батынков не бывал у нас, он вообще не любитель путешествовать.

Пожалуй, из всех работ больше всего зацепили своей фантасмагоричностью две. Это «Голгофа», где над суетой набросанных кистью силуэтов лыжников и собачников возвышаются на высоких шестах распятые чучела. А сверху реют вертолеты.

Вторая же картина с неоднозначным сейчас названием «Миру мир» использована как заглавная для афиши выставки. На ней два огромных, но неустойчивых здания поддерживаются гигантскими подпорками. А на переднем плане опять же суетятся мелкие фигурки. Так бывает в страшном сне, когда чувствуешь, как вот-вот всё обрушится, и не можешь бежать…

Многие посетители выставки ощущали эту тревогу, хотя их разубеждали: мол, за всем кроется ирония, в картинах есть происшествие, но нет трагедии. Ну да, ведь Батынков – всадник веселого апокалипсиса. Но грусть в этой иронии есть. Художник не отрицает своего пессимизма:

– Я переживаю по поводу утраты смыслов. Я чувствую вселенский кризис. Настал вакуум, пустота, которую наполняют новые варвары – черные че гевары. У них всё просто: этот свой, этот чужой. Новые технологии всё только усугубляют, интернет, как зараза, будет расползаться до бесконечности. Но это только следствие прихода новых варваров…

Выставка работает до 19 мая 2022 года.

Адрес Музея актуального реализма: ул.Юбилейная, 25.

На выставке была

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

работа Константина Батынкова
фото: «Вольный город Тольятти»