В фондах Музея актуального реализма находятся 27 работ Виктора Иванова. И все они были представлены публике на вернисаже, посвященном 100-летию художника.
Cооснователь так называемого сурового стиля, Иванов – один из очень немногих своих соратников, кто жив и здравствует поныне. Конечно, он не смог приехать на открытие юбилейной выставки – оно состоялось в Тольятти в день его рождения. А накануне большие выставки Иванова открылись в Третьяковке и Русском музее, где хранятся его работы.
На канале «Культура» вышел фильм о художнике. Так что в столицу поехал основатель музея, точнее, еще волжской картинной галереи Виталий Вавилин.
Ведь с Ивановым его познакомил Петр Оссовский, с картин которого начиналась галерея. Именно работа Оссовского «Три поколения» была впервые определена искусствоведом Александром Каменским как выполненная в суровом стиле. Это произошло в конце 50-х годов, когда художники, вдохновленные оттепелью, стали отходить от канонов соцреализма, прославлявшего идеологию, излишне оптимистичного и плакатно-красочного.
– Особых поводов для такого оптимизма не было, – поясняет директор музея Ирина Яновская, – не так давно закончилась тяжелейшая война. Светлое будущее было еще не так очевидно, как необходимость суровых будней, выпавших на долю простых людей…
Часто суровый стиль рассматривался как противопоставление неискренности и фальши сталинского социалистического реализма с его приукрашиванием реальности. Представители его изображали людей трудных профессий: нефтяников, шахтеров, плотогонов. Причем обычно придерживались единого типажа, что было явным наследием предыдущей эпохи соцреализма.
Надо отметить, что автору оттепели, Никите Хрущеву, суровый стиль понравился едва ли больше, чем художественный авангард. Оба стиля им были раскритикованы на выставке «30 лет МОСХа».
– Мой внук лучше нарисует, – заявил генсек.
Конечно, художники нового направления отказались от фотографичности и детальности, усилив акцент на силуэте и типичности, использовали мрачноватую гамму. Всё это присутствует и в работах Виктора Иванова. Правда, в коллекции музея, как мне показалось, преобладают пейзажи. В основном на них – окрестности Рязани, родины матери художника. Сам он москвич, где родился, учился и живет по сей день. Но часто наведывается в воспетые им рязанские земли, на его холстах: Исады, Ряссы, такие необычные названия носят древние села рязанщины.
Самая ранняя работа, представленная на вернисаже, – портрет Инги Калухиной, датированный 1950 годом, то есть еще периодом, когда господствовал сталинский соцреализм. Но мрачноватые тона картины – уже те, суровые, а типаж пропишется надолго в жанровых работах Иванова, изображающих тружениц.
Всего в коллекции 25 живописных полотен Виктора Иванова и два больших, даже огромных, картона.
– На самом деле это большие листы бумаги, на которых художники в полную величину создавали графический набросок будущей картины, – пояснила Яновская.
Картина «Под мирным небом» размером более чем два на три метра хранится сейчас в Третьяковской галерее. Картон такого же размера с рисунком, выполненным угольным карандашом, представлен на выставке «Виктор Иванов 100». Люди сидят за большим столом на фоне просторных полей. Видимо, это рабочий, точнее сельский полдень на полевом стане.
Второй картон, датированный тем же началом 80-х, называется «Вечер в лугах» и изображает отдых после сенокоса. Те самые, еще воспетые Некрасовым, женщины русских селений с единообразно строгими ликами, мускулистые мужчины с гармошкой.
Есть ли завершенная картина? Не удалось это выяснить. Есть этюд к ней, который хранится в белгородском художественном музее. Вообще-то музеев, где находятся работы Виктора Иванова, десятки. Да и в частных коллекциях немало, наверное. Тольяттинцы приобретали картины непосредственно у автора, большая часть из них датирована уже третьим тысячелетием, но если сравнить эти относительно новые работы с теми, что создавались в 60-е, 70-е, 80-е, удивляет, что единство стиля сохранилось абсолютно. Художник не видит смысла что-то менять и поддаваться новым веяниям. И это на протяжении многих десятилетий!
И даже нет необходимости, я думаю, упоминать множество высоких званий и наград, которых удостоен мастер. Конечно, заслуженный, народный, лауреат трех госпремий, удостоен множества орденов и медалей, а еще – почетный гражданин Рязанской области. Но на лаврах не покоится, творит до сих пор!
Выставка «Виктор Иванов 100» работает в Музее актуального реализма по адресу: ул.Юбилейная, 25 до 20 сентября 2024 года.
А тем временем
Открылась еще одна выставка, посвященная 100-летию значимой личности. И значимой именно для истории нашего города. В Тольяттинском краеведческом музее представили документы, фотографии и воспоминания ветеранов КГС о Николае Семизорове. Выставка называется «Строитель своего времени».
Николай Федорович стал преемником Ивана Комзина во главе крупнейшей строительной организации, где трудился с самого ее создания в 1950 году. Начинал инженером, а с 1962-го уже руководил всем управлением «Куйбышевгидростроя». Под его руководством возведены кварталы Тольятти и Жигулевска, заводы ВЦМ, «Трансформатор», «Фосфор», ВАЗ и другие. Удостоен званий «Героя Соцтруда», почетного гражданина города.
Еще при жизни Семизорова, ушедшего в 1999 году, был создан фонд для поддержки ветеранов КГС, которому он из скромности не хотел давать свое имя. Сейчас имя Семизорова также носит общеобразовательная школа № 16, где действует музей КГС. Там юбилей строителя отметили еще в январе.
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»