Выставка в Тольятти: шелковый винтаж из Японии

экспонаты на выставке в ТХМ
фото: «Вольный город Тольятти»

В Тольяттинском художественном музее гостит выставка из частной коллекции Марии Гращенко. Название ее звучит как-то эмоционально: «Япония: Талант! Вдохновение! Мастерство!» Слишком много восклицательных знаков…

Художник по костюмам из Нижнего Новгорода оказалась в Японии еще в 2013-м, тогда же на токийском блошином рынке купила первое кимоно. Не такое уж старинное – 1980 года. К тому времени Япония уже стала вполне современной страной, но традиции создания аутентичной национальной одежды сохранились до сей поры, правда, ее используют лишь актеры и музыканты.

Вместе с коллегой из Краснодара Екатериной Пономаренко Мария создала проект передвижной выставки, которая с 2021 года посетила множество городов России, добралась и до Тольятти.

Япония – до сих пор экзотика, цивилизация островов развивалась изолированно от всего мира до середины 19 века. Интерес же к боевым искусствам, истории, живописи и, конечно, прикладному искусству, мир до сих пор не отпускает. Более 50 экспонатов из частной коллекции: кимоно, деревянные куклы, расписные веера, лаковые сумочки и кошельки, пояса оби и многое другое.

Датируется вся эта красота 1950-1980 годами. И первое впечатление от экзотических одежек и аксессуаров: это слишком дорого, чтобы носить в повседневной жизни. Например, все кимоно, женские и мужские, а также хаори, выполнены из натурального шелка.

Сложные узоры с веерами, павлинами, хризантемами и красноголовыми журавлями сотканы из нитей, окрашенных растительным соком уруси, который придает ткани необычный переливчатый блеск. Шелковые одежды могут быть украшены вышивкой или росписью, иногда то и другое сочетается.

Рассматривая утонченные узоры, наполненные символикой, понимаешь изобилие восклицательных знаков: без особого мастерства, таланта и вдохновения этого не создашь. И как это носить? Этим же только любоваться!

Носили. И одежда была первым признаком родовитости, знатности, богатства. Некоторые виды одеяний предназначались для особых обрядов и церемоний. Разумеется, мужская одежда была более строгой, темной. Те же хаори – накидки в виде жакетов с широкими рукавами и шнурками вместо пуговиц, до конца 19 века носили только самураи поверх кимоно, для тепла.

Но эмансипированные гейши ввели этот предмет одежды в обиход обоих полов. Мало того, сегодняшние дизайнеры костюмов широко внедряют разнообразные виды хаори в современную моду. Носят их теперь не только и не столько с кимоно, сколько с прямыми платьями, длинными юбками и широкими брюками.

В музее приветствовался дресс-код в японском стиле. Создать его оказалось не сложно, за счет вполне доступных для покупки в интернете современных хаори, в них пришли многое. Но до тех винтажных вещиц, что представлены в экспозиции, им, конечно, далеко. Все-таки натуральный шелк с ручной вышивкой впечатляет куда больше яркости современных синтетических материалов.

Выставка декоративно-прикладного искусства из частной передвижной коллекции дополнена большим количеством репродукций, представляющих классическую японскую живопись, из самарского центра духовной культуры. Это работы Ито Шинсуй, Утагава Куниёси, Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Сузуки Харунобу, Кацукава Сюнсе, Андо Хиросигэ, созданные в 18 и 19 веках.

О том, как развивалась самобытная японская живопись, как возникло искусство цветной гравюры на дереве, можно послушать во время экскурсий, которые будет проводить по четвергам искусствовед музея. Выставка у нас будет гостить до 30 июня по адресу: Тольяттинский художественный музей, бульвар Ленина, 22.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»