В Тольяттинском художественном музее открылась выставка «Стекольная династия. Александр, Антон и Таисия Фокины», которую посетители сразу же окрестили самой прозрачной.
Среди почти семи десятков работ в экспозиции семейной творческой студии есть, правда, и картины – их создает Антон. У каждого из трех представителей династии узнаваемый стиль, особенности и приоритеты в технике. Матовое стекло, гравировка, гутная техника и даже таинственный грааль – разнообразно и, конечно, очень красиво.
Основатель династии Александр Фокин, уроженец и житель Пензенской области, рассказал, что с Тольяттинским художественным музеем его связывает давняя дружба:
– Я впервые здесь выставлялся, когда еще директором был Сергей Галета. Так получилось, что сначала представлял свое творчество еще в качестве молодого, начинающего художника, потом – зрелого мастера. А сейчас, помимо своего, представляю в Тольятти творчество моих детей.
Экспозиция не разделена на зоны отдельно для работ каждого из художников. Как они говорят, это для того, чтобы увидеть картину династийного творчества в целом, иметь возможность сравнить и увидеть сходства и отличия.
Александр Фокин себя позиционирует как продолжатель классического направления работы со стеклом. А свою популярность в России, да и в мире этот материал получил еще в 17-18 веках. Он матирует стекло, методом гравировки создает картины и портреты. Сам Александр Иванович об этом умолчал, но работники музея мне сообщили, что сегодня в мире осталось лишь четверо мастеров, работающих в таком сложном направлении.
Гравировка – один из способов холодной обработки стекла, вышлифовывание на поверхности неглубокого изображения абразивным кругом. При этом от исполнителя требуются абсолютная точность и твердость руки – стереть и исправить рисунок потом невозможно.
Холодный способ работы со стеклом предпочитает и Антон. Но его работы абсолютно другие, он, как скульптор, берет большие формы и отсекает от них лишнее, обтачивает и полирует детали. Работы получаются абстрактные или фантазийные.
А Таисия покорена магией печи, ее специальность – гутная техника, выдувание стекла, как свободное, так и в форму. Мне как-то посчастливилось побывать в такой мастерской, где в царстве огня и жара на твоих глазах из расплавленной массы рождается чудо. Но там трудятся волшебники-мужчины.
Разумеется, хрупкая Таисия сама стекло не выдувает, она создает эскизы, дорабатывает и соединяет полученные детали. В результате получаются загадочные формы с изящными изгибами, часто напоминающие сказочные растения и существа. При этом цветные. Оказывается, добавление различных металлов окрашивает стекло или меняет его свойства. Например, то, что называют хрусталем, это стекло, в которое раньше добавляли оксид свинца. Получался исключительно прозрачный и сияющий материал. Позднее, узнав о токсичности свинца, его заменили на бор и другие элементы.
Глушеное, матовое стекло получается от добавления окиси олова с оксидами сурьмы и мышьяка, синеет стекло от соединений кобальта, фиолетовый цвет придает марганец. А еще в стекло добавляют благородное золото, оно тогда приобретает красноватый оттенок. К поиску вот такой интересной информации подвигает эта уникальная выставка.
Но самый главный факт – это, конечно, памятник Тольятти в Итальянском сквере, автором которого является Александр Фокин. Он настолько необычен, что, по словам художника, ему уже поступают заказы на такой же необычный монумент из стекла. А ведь стеклянных памятников достаточно много – в Никольске Пензенской области, родном городе художников.
При этом для меня стало открытием, что великолепная ландшафтная скульптура «Солнце» возле музея стекла и хрусталя имеет авторство Таисии Фокиной. И теперь уже очевидно, что она выполнена в гутной технике из окрашенного стекла. Да, кстати, еще Таисия работает в уникальной технике «грааль», когда цветные элементы как-то помещаются внутри прозрачной скульптуры.
В Никольске стекольный завод появился еще в 18 веке, когда в России была большая мода на этот материал. Он принадлежал богатейшему и древнему роду Бахметьевых, тогда же была создана первая коллекция лучших изделий. В советское время завод национализировали, назывался он «Красный гигант» и, помимо пользовавшихся бешеным спросом хрустальных ваз, выпускал для науки и военной промышленности оптическое стекло.
Кстати, в этой отрасли трудится сейчас и Антон Фокин. Правда, с 90-х годов «Красный гигант» не существует, но в городе сохранились небольшие фирмы и мастерские этой отрасли.
Главной достопримечательностью небольшого города является музей стекла и хрусталя, созданный в советское время на базе бахметьевской коллекции. Его экспозиция постоянно пополняется работами современных мастеров.
Конечно же, там есть работы династии Фокиных. Кроме того, творчество Александра Фокина, заслуженного художника РФ, члена-корреспондента РАХ представлено в Эрмитаже, Казанском кремле, мордовском республиканском музее имени Эрьзя, в частных коллекциях России и Европы.
Посетить выставку «Стекольная династия. Александр, Антон и Таисия Фокины» можно до 29 сентября по адресу: бульвар Ленина, 22.
На выставке была Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»