Выставка в Тольятти: деревенские дети и «черненькие» Елизаветы Бём

мальчик на открытке
"Пустые поля, мокнет земля, дождь поливает, когда это бывает?", Издательство "Ришар", С.Петербург, 1914 г.

В Тольяттинском краеведческом музее начала работу новая выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём». В ней представлены 90 работ художницы, имевшей поистине мировую славу на рубеже 19-20 веков. Это почтовые открытки, иллюстрации в технике литографических силуэтов к произведениям Тургенева и менее известных авторов, а также несколько иллюстраций к изданной за рубежом в 1913 году «Азбуки».

Сейчас мало кто знает это имя. Поэтому жаль, что не привелось пообщаться с владельцем этой частной коллекции. Дело в том, что я с удивлением обнаружила: у меня есть парочка репринтов, изданных в 1992 году в Санкт-Петербурге, без упоминания автора. Поздравительные открытки с Пасхой. Это одно из направлений творчества Елизаветы Меркурьевны. Но начинала она с силуэтов, очень модных еще с 18 века. Их вырезали ножницами, увлекался этим и Ганс Христиан Андерсен, и даже в 20 веке на курорте можно было заказать где-нибудь на набережной у мастера уже преклонного возраста мастерски вырезанный собственный профиль.

Но Бём технику усовершенствовала, совместив с литографией, печатью на камне. Получилось создавать очень сложные рисунки с проработкой мельчайших деталей. Сам Репин восхищался ее «черненькими».

иллюстрация к рассказу Му-му
Иллюстрация к рассказу для детей «Собака глухонемого (Муму)», издание 1909 г.

Вообще, Елизавета была, наверное, счастливица. Родилась в Санкт-Петербурге в очень родовитой семье, предками были золотоордынские ханы, царь Иван Третий дал им фамилию Эндауровы. Лиза успешно, с серебряной медалью окончила столичную рисовальную школу при обществе поощрения художников.

Свою знаменитую фамилию сменила, выйдя замуж за профессора консерватории, композитора Людвига Бёма. Он был не немцем, как можно предположить, а обрусевшим венгром.

Счастливая, несмотря на разницу в возрасте, семейная жизнь, ребенок не стали преградой к творческому росту. В 70-е годы 19 века Елизавета Меркурьевна создает и успешно издает два альбома: «Силуэты» и «Силуэты из жизни детей». По счастливому, опять же, стечению обстоятельств ее дядя владеет издательством.

Бём, как с юмором пишут ее исследователи, была автором первого русского комикса. Это альбом «Пирог», где в иллюстрациях показана история о том, как дети пекли пирог, но в итоге им полакомилась собака.

Открытками Елизавета Бём занялась позднее, когда зрение от кропотливой работы над литографиями стало слабеть. Ее открытки с немного однообразно милыми детишками иллюстрируют пословицы, большинство из которых забыто. Много посвященных праздникам.

девочка на открытке
«Я вам пишу, чего же боле?», Издание Общины Святой Евгении, С.Петербург, 1900 г.

Всего их выпущено около 300 видов, тиражи по нашим временам небольшие – 1000 экземпляров. Поэтому сейчас они в цене, на сайтах любителей антиквариата стоимость начинается от 1500 рублей, репринты, как у меня, на порядок дешевле.

муж с женой на открытке
«Муж да жена — одна душа (но не всегда!), Издательство И.Лапина, Франция, Париж, 1900 г.

Детей Бём рисовала, понятно, потому что любила. А еще ее собственное детство прошло в Ярославской губернии, где она насмотрелась на деревенских. Чаще всего ее персонажи одеты в зипуны, поддевки, шали. Стоит такая юная парочка на фоне заснеженных деревенских изб вдали, и подпись: «Купим себе деревеньку и заживем помаленьку». Вряд ли смысл прямолинейно надо понимать, это пословица с какой-то очень глубоко запрятанной иронией…

Еще одна тема открыток – народы Российской империи. Что татары, что калмыки, что цыгане очень юные и одинаково миловидные. Видимо, задачей было изображение национальных костюмов.

В 1913-14 годах в Париже была издана «Азбука» с иллюстрациями Елизаветы Бём. Из пяти выпусков автор застала только три, не дожив буквально недели до начала Первой мировой. Проект был задуман Бём в 1911 году не столько для обучения грамоте, а скорее как история в картинках. Художница создала 30 композиций, сочетающих древнюю буквицу, изображение и надписи, ее поясняющие.

Рассматривая детишек в боярских высоких шапках и кафтанах, вспоминаешь, что на праздничный бал, посвященный 300-летию рода Романовых, дворяне тоже пришли наряженными по старинной русской моде. Такое было увлечение. Кстати, спустя столетие осуществлено репринтное издание той «Азбуки» – роскошное, на бумаге верже, в кожаном переплете.

Вот такие удивительные открытия можно сделать, переступив порог краеведческого музея. А ведь еще век назад странно бы посмотрели на тех, кто не слышал определение «бёмовский стиль». Который использовался в росписи стеклянной, хрустальной и даже деревянной посуды – в стиле старинных ковшей и братин. Вспоминаем незаслуженно забытое, возвращаемся к истокам…

Выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём» будет работать в Тольяттинском краеведческом музее (бульвар Ленина, 22) до 26 ноября 2023 года.

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

выставка работ Елизаветы Бем в ТКМ
фото: «Вольный город Тольятти»