В Тольяттинском краеведческом музее начала работу новая выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём». В ней представлены 90 работ художницы, имевшей поистине мировую славу на рубеже 19-20 веков. Это почтовые открытки, иллюстрации в технике литографических силуэтов к произведениям Тургенева и менее известных авторов, а также несколько иллюстраций к изданной за рубежом в 1913 году «Азбуки».
Сейчас мало кто знает это имя. Поэтому жаль, что не привелось пообщаться с владельцем этой частной коллекции. Дело в том, что я с удивлением обнаружила: у меня есть парочка репринтов, изданных в 1992 году в Санкт-Петербурге, без упоминания автора. Поздравительные открытки с Пасхой. Это одно из направлений творчества Елизаветы Меркурьевны. Но начинала она с силуэтов, очень модных еще с 18 века. Их вырезали ножницами, увлекался этим и Ганс Христиан Андерсен, и даже в 20 веке на курорте можно было заказать где-нибудь на набережной у мастера уже преклонного возраста мастерски вырезанный собственный профиль.
Но Бём технику усовершенствовала, совместив с литографией, печатью на камне. Получилось создавать очень сложные рисунки с проработкой мельчайших деталей. Сам Репин восхищался ее «черненькими».

Вообще, Елизавета была, наверное, счастливица. Родилась в Санкт-Петербурге в очень родовитой семье, предками были золотоордынские ханы, царь Иван Третий дал им фамилию Эндауровы. Лиза успешно, с серебряной медалью окончила столичную рисовальную школу при обществе поощрения художников.
Свою знаменитую фамилию сменила, выйдя замуж за профессора консерватории, композитора Людвига Бёма. Он был не немцем, как можно предположить, а обрусевшим венгром.
Счастливая, несмотря на разницу в возрасте, семейная жизнь, ребенок не стали преградой к творческому росту. В 70-е годы 19 века Елизавета Меркурьевна создает и успешно издает два альбома: «Силуэты» и «Силуэты из жизни детей». По счастливому, опять же, стечению обстоятельств ее дядя владеет издательством.
Бём, как с юмором пишут ее исследователи, была автором первого русского комикса. Это альбом «Пирог», где в иллюстрациях показана история о том, как дети пекли пирог, но в итоге им полакомилась собака.
Открытками Елизавета Бём занялась позднее, когда зрение от кропотливой работы над литографиями стало слабеть. Ее открытки с немного однообразно милыми детишками иллюстрируют пословицы, большинство из которых забыто. Много посвященных праздникам.

Всего их выпущено около 300 видов, тиражи по нашим временам небольшие – 1000 экземпляров. Поэтому сейчас они в цене, на сайтах любителей антиквариата стоимость начинается от 1500 рублей, репринты, как у меня, на порядок дешевле.

Детей Бём рисовала, понятно, потому что любила. А еще ее собственное детство прошло в Ярославской губернии, где она насмотрелась на деревенских. Чаще всего ее персонажи одеты в зипуны, поддевки, шали. Стоит такая юная парочка на фоне заснеженных деревенских изб вдали, и подпись: «Купим себе деревеньку и заживем помаленьку». Вряд ли смысл прямолинейно надо понимать, это пословица с какой-то очень глубоко запрятанной иронией…
Еще одна тема открыток – народы Российской империи. Что татары, что калмыки, что цыгане очень юные и одинаково миловидные. Видимо, задачей было изображение национальных костюмов.
В 1913-14 годах в Париже была издана «Азбука» с иллюстрациями Елизаветы Бём. Из пяти выпусков автор застала только три, не дожив буквально недели до начала Первой мировой. Проект был задуман Бём в 1911 году не столько для обучения грамоте, а скорее как история в картинках. Художница создала 30 композиций, сочетающих древнюю буквицу, изображение и надписи, ее поясняющие.
Рассматривая детишек в боярских высоких шапках и кафтанах, вспоминаешь, что на праздничный бал, посвященный 300-летию рода Романовых, дворяне тоже пришли наряженными по старинной русской моде. Такое было увлечение. Кстати, спустя столетие осуществлено репринтное издание той «Азбуки» – роскошное, на бумаге верже, в кожаном переплете.
Вот такие удивительные открытия можно сделать, переступив порог краеведческого музея. А ведь еще век назад странно бы посмотрели на тех, кто не слышал определение «бёмовский стиль». Который использовался в росписи стеклянной, хрустальной и даже деревянной посуды – в стиле старинных ковшей и братин. Вспоминаем незаслуженно забытое, возвращаемся к истокам…
Выставка «Волшебная кисть Елизаветы Бём» будет работать в Тольяттинском краеведческом музее (бульвар Ленина, 22) до 26 ноября 2023 года.
Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»
