Выборы: Какой большой ценой достаются победы в Тольятти

пенсионер идет по улице

По сравнению с большинством других российских городов, выборы в Тольятти – это всегда интересно и непредсказуемо, поскольку город наш считается протестным, а обещаниям областных и федеральных чиновников многие из его жителей давно не верят. Вот и на этот раз у правящей партии были серьезные причины опасаться за итоги голосования, правда, в итоге удалось избежать конфуза, схожего с тем, который был на выборах 2018 года: тогда «Единая Россия» проиграла, а сейчас празднует хоть скромную (судя по минимальному отрыву от КПРФ), но все-таки победу.

Последние недели перед выборами в нашем избирательном округе получились очень суетными. Агитаторы сразу трех кандидатов – Ивана Попова, Дениса Волкова и Алексея Краснова – караулили на улицах потенциальных избирателей, вручая им всевозможные листовки, брошюры, буклеты с отчетами депутатов о проделанной работе. Даже телевизионную дуэль собирались организовать, но один из оппонентов отказался, лишив жителей представления, которое наверняка получилось бы забавным.

Волков лично ходил по дворам, мило улыбался, слушал, что-то обещал жителям. Кстати, его предвыборный лозунг «Нам жить – нам решать» понравился далеко не всем, поскольку следовало бы конкретизировать, кому именно нам: простым горожанам, депутатам или представителям «Эковоза»?

Краснов призвал на подмогу коллег по партии: лидер фракции КПРФ в городской думе Ольга Сотникова лично убеждала сидящих на лавочках пенсионеров сделать правильный выбор и вручала им пакеты с символикой, в которых, наверное, были какие-то сувениры…

Предвыборные штабы извели огромное количество бумаги, которой потом были завалены все урны и почтовые ящики. Самое же интересное, что всё это предвыборное шоу едва ли могло изменить соотношение сил, ведь большинство избирателей за много лет предпочтения не меняют: они либо за «Единую Россию», либо против, а КПРФ – это как инструмент, с помощью которого можно хоть немного насолить правящей партии.

В воскресенье людей на нашем избирательном участке было достаточно много, правда, место для голосования выделили странное – возле гардероба, так что получилось тесновато. Некоторые члены избиркома находились не в обычных медицинских масках, а в защитных пластмассовых, чем-то напоминая пожарных. Смотрелось это забавно, особенно когда эта конструкция начинала трястись во время ходьбы…

Перед столом мне брызнули на руки антисептиком, подарили ручку с обычными (а не с исчезающими, как иногда в кино показывают) чернилами, попросили четыре раза расписаться и вручили четыре бюллетеня. Галочки поставить я успел, а вот опустить листочки – нет, поскольку электронный комплекс обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) вдруг выключился.

– Кто-то из розетки выдернул! – раздался взволнованный крик одного из избиркомовцев.

Тут же прибежала дежурившая на входе директор школы, однако оживить потухший КОИБ минут пять не получалось. Стали ходить туда-сюда, трясти тянущиеся через гардероб провода. Люди с бюллетенями тем временем скапливались возле ящиков, не желая бросать бумаги в запасную (старого образца) урну для голосования.

– Это же провокация, – в шутку сказал кто-то из избирателей, после чего КОИБ сразу же замигал, начав издавать характерные для офисной техники гудящие звуки.

Возле школы, тем временем, активные граждане делились своими впечатлениями. Слышались фразы:

– Зачем они девчонку-то молодую в Госдуму суют? Совсем нас не уважают, раз думают, что за нее голосовать будем…

Речь, видимо, шла о выдвинувшейся от «Единой России» Ирине Долгополовой, кандидатура которой у многих горожан изначально вызывала раздражение. Если Владимир Бокк пять лет назад шел на выборы, собираясь спасать город и автозавод (стало, правда, только хуже, но это уже отдельная тема), то, судя по надписям на рекламных щитах в поддержку 21-летней вожатой Ирины, ничего серьезного от нее не ждут:

– Лучше маленькие дела, чем большие обещания!

Скажем честно: за предвыборной кампанией Долгополовой мы не следили, а из того, что запомнилось – уборка мусора на территории одного из пляжей. То есть какие-то мелкие акции и отсутствие неприятных контактов с обиженной на власть категорией избирателей. Плюс ко всему, она еще умудрилась даты перепутать, написав в одной из соцсетей, что война началась не в 1941-м, а в 1945 году.

Есть даже мнение, что столь слабую (с точки зрения политического опыта и возможности оттянуть часть протестного электората) кандидатуру специально выставили против фаворита – Леонида Калашникова, поскольку это являлось частью какой-то сделки между «Единой Россией» и КПРФ. А возможно, компенсацией за то, что местные коммунисты не стали препятствовать назначению на пост мэра Тольятти Николая Ренца.

Повторюсь, это лишь одно из предположений, однако согласитесь, если бы соперничать Калашникову пришлось с тем же Ренцем – расклад мог бы оказаться совершенно иным.

Пирожками на участках для голосования сейчас не торгуют (из-за коронавируса, наверное), так что, стараясь не нарушать многолетнюю традицию, мы прямо из школы направились в ближайшую пекарню.

– Можно, я рядом с вами пойду? – спросила шедшая по той же дороге пожилая женщина.

Я сначала насторожился, но решил не обижать пенсионерку:

– Можно.

Идем молча секунд пять…

– А вы голосовать ходили? – спросила она.

– Да.

– А за кого?

– Давайте, я не буду отвечать.

– Конечно-конечно. Я за КПРФ. А вы не за «Единую Россию»?

– Нет.

Этот ответ женщину вполне удовлетворил, и она потихоньку начала замедлять шаг.

– Я переживаю очень сильно, что молодежь будет за «ЕдРо» голосовать! – крикнула она вслед.

Шедший вместе со мной 9-летний сын очень удивился. Он уверен, что если уж идти на выборы, то только ради партии с таким хорошим названием, как «Единая Россия».

– Вот паспорт получишь – проголосуешь! – улыбаясь, сказал я.

Теперь поговорим непосредственно об итогах голосования. Начнем с партийного, в котором победу одержала «Единая Россия». Цифры, по сравнению с общероссийскими, конечно же, не впечатляют (преимущество над КПРФ – минимальное), однако даже они многим тольяттинцам показались удивительными. В соцсетях сразу стали появляться сообщения такого рода:

– Я за «Единую Россию» не голосовал, мои родственники и знакомые тоже. Как они победили?

Вопрос этот за последние 10 лет стал почти риторическим, так что комментировать его не имеет смысла. Понятно, что подобные высказывания публикуются с намеком на возможные нарушения и вбросы, однако если официального подтверждения этому нет, то можно расценивать подобные выпады как махание кулаками после драки.

В конце концов, не будем забывать про многочисленных бюджетников: учителей, медиков, военнослужащих, полицейских, приученных за много лет голосовать так, как надо. Да и многие старшие по домам активно занимались агитацией населения, поверив обещаниям кандидатов от правящей партии.

Кроме того, недавно мы получили пресс-релиз из областного управления ФСИН (федеральная служба исполнения наказаний), в котором говорилось, что участвовать в голосовании имеют право более 7 тысяч осужденных, а также 2 тысячи подозреваемых и обвиняемых. Не станем утверждать, что все они (а также сотрудники исправительных учреждений) дружно поставили галочки напротив «Единой России», однако в таких местах политическое разнообразие обычно не в моде.

Возвращаясь к итогам, скажем, что пять лет назад на аналогичных выборах в Госдуму преимущество «ЕдРа» было больше, причем как в целом по России, так и в Тольятти. Все-таки неоднозначные решения федеральных властей (главное из них, конечно же, – повышение пенсионного возраста) и почти бесконтрольный рост цен абсолютно на всё – это весомые аргументы для протестного голосования.

Также стоит отметить, что либерал-демократы в Тольятти откровенно провалились: если по стране они смогли удержать третью позицию (хоть и получили на 2,7 миллиона голосов меньше, чем в 2016-м), то у нас – лишь пятую, пропустив вперед «Справедливую Россию» и «Новых людей».

Что касается голосования по одномандатным округам, то здесь «Единая Россия» все-таки уступила в Тольятти КПРФ, причем солидно. По 159-му округу Леонид Калашников победил Ирину Долгополову, и преимущество могло быть двукратным (если бы не результаты в Шигонском районе, который зачем-то объединили с нашим городом).

Кстати, пять лет назад именно деревенские жители помогли вазовцу Владимиру Бокку, которого большинство из них никогда не видели и не слышали, победить Калашникова. С Долгополовой тот же номер не прошел, хотя мы уже говорили, что это соперничество изначально выглядело неравным – политический тяжеловес с громкой «стреляющей» фамилией против мало чем проявившей себя студентки.

На 161-м округе, к которому относится Комсомольский район, наши земляки тоже помогли представителю КПРФ Василию Воробьеву, но ему локальной победы в Тольятти оказалось недостаточно, поскольку слишком уж много набрал в других населенных пунктах его конкурент – Андрей Трифонов, являющийся гендиректором «Тяжмаша». Непонятно, правда, зачем тольяттинцам иногородний депутат, причем вторые выборы подряд аналогичная ситуация: в 2016-м был Серпер (интересно, часто его видели в Шлюзовом или на Жигулевском море?), а теперь вот Трифонов…

Как справедливо задался вопросом один из местных жителей, не ехать же со своими проблемами в Сызрань? В самом деле, неужели столица автомобилестроения и один из крупнейших центров химической промышленности страны не заслуживает двух полноценных избирательных округов?

Что касается выборов в губернскую думу, то здесь по всему городу шла напряженная борьба, также закончившаяся победой единороссов. Впрочем, одно из главных противостояний они все же проиграли, поскольку изгнанный из городской думы Максим Гусейнов (сейчас он представляет «Справедливую Россию») смог почти на 800 голосов опередить Алексея Степанова.

Любопытно, что в 2016-м они же соперничали в Центральном округе, но тогда успех праздновал любитель спидвея, причем с солидным преимуществом в 2,2 тысячи голосов. Прошедшие с тех пор годы сильно изменили расклад сил, а серия политических скандалов лишь сыграла на руку Гусейнову. Кстати, он вообще вошел в историю, сумев одновременно выиграть и еще одни выборы – за право занять освобожденное им же место в городском парламенте. Понятно, что, скорее всего, депутат выберет губернскую думу, ну а через пять лет, возможно, и в Государственную попробует пробиться.

Коммунисты смогли победить всего в одном округе – Татищевском, где Геннадий Говорков «подвинул» главного врача-инфекциониста пятой горбольницы Николая Каравашкина, который наверняка пошел на выборы, заручившись поддержкой мэра Тольятти. В общем, одного человека в губдуме единороссы потеряли, однако смогли удержать позиции Екатерина Кузьмичева, Владимир Дуцев и Денис Волков, так что в целом правящая партия с честью вышла из непростой предвыборной ситуации.

Плюс еще Елена Сазонова, неожиданно для многих, смогла победить Михаила Маряхина из «Справедливой России», много лет не знавшего поражений в своем округе. Пожалуй, только сами единороссы понимают, какой большой ценой достаются победы в Тольятти и его окрестностях.

Добавим, что фамилии тех, кто пройдет в губернскую думу по партийным спискам, пока неизвестны, но наверняка в число счастливчиков попадут и тольяттинцы, причем не только от двух самых популярных политических объединений, но, возможно, и от «Справедливой России».

Илья Просекин, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 37 (1370) 24.09.21
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362