Вы не так поняли: Деньги будут, но позже

мжчина платит в кассу

Тольяттинские хоккейные болельщики сейчас в большом расстройстве. Была надежда, что в следующем сезоне «Ладу» могут позвать в КХЛ, однако несколько дней назад она рухнула. Мало того, в перспективе у команды могут возникнуть серьезные финансовые проблемы, поскольку Волжский автозавод в своем нынешнем состоянии едва ли способен быть щедрым спонсором.

Напомним, что вариант с возвращением «Лады» в КХЛ возник после отказа играть там (по политическим причинам) рижского «Динамо» и «Йокерита» из Хельсинки. Некоторые столичные журналисты даже успели раструбить на всю страну о том, что вопрос решенный, однако недавно руководство лиги выступило с официальным заявлением – остаются 22 команды (включая иностранные из Нур-Султана и Пекина).

забили гол

фото: ХК ЛАДА

Почему не позвали «Ладу» и «Югру» из Ханты-Мансийска? Президент КХЛ Алексей Морозов заявил, что они сами не подали заявку, видимо, понимая, что не потянут участие финансово. Параллельно с этим в Тольятти проходила пресс-конференция гендиректора «Лады» Александра Чеботарева, на которой он подтвердил, что команда не может заявиться в элитный дивизион – у нее просто нет на это денег. Нужен очень хороший спонсор:

– Мы проводили встречи с потенциальными партнерами. У всех сложная финансовая ситуация. Переговоры с компаниями ведем, но нужно понимать, что в любом случае доля их участия несоизмерима с объемами финансирования от Самарской области и АВТОВАЗа – это другой уровень по переговорам. Думаю, когда всё нормализуется, спонсор у нас обязательно появится.

Главная проблема в том, что потолок зарплат в КХЛ – 900 миллионов рублей. По неофициальной информации, в тольяттинском клубе на эти цели тратят примерно в четыре раза меньше, то есть он не в состоянии тягаться с сильнейшими коллективами страны. А раз так, то и делать нам в лиге миллионеров вроде бы нечего…

Была надежда, что в связи со сложным экономическим положением в стране потолок зарплат могут снизить, уравнивая таким способом шансы грандов и середнячков. Но этого не произошло.

– Это логично – оставить потолок на прежнем уровне, – прокомментировал ситуацию известный хоккейный эксперт Леонид Вайсфельд. – Никто же не обязывает платить все 900 миллионов. Также мы не можем сказать, что иностранцы точно не приедут в Россию в следующем сезоне. А вдруг завтра всё закончится, страну везде восстановят, а у нас потолок зарплат на уровне 300 миллионов? Что тогда делать?

Вайсфельд – персона авторитетная (в Тольятти несколько лет работал), однако все-таки непонятно, зачем так кидаться деньгами. Одно дело, когда высокими зарплатами пытаются заманить звезд мирового хоккея, однако сейчас это не актуально, поскольку американцы, канадцы, шведы и финны к нам вряд ли поедут. Получается, что тратить десятки миллионов будут на своих «звезд», большинство из которых (за исключением олимпийских чемпионов 2018 года) не могут похвалиться серьезными успехами на международной арене.

Как-то странно, хотя, с другой стороны, чего тут удивляться? Есть спонсоры (они всем хорошо известны), которым даже в период введения жестких санкций деньги некуда девать. Вот они и диктуют условия в российском хоккее, разделяя команды на грандов и тех, кому дорога в КХЛ заказана, то есть закрыта… Мол, разбогатеете – приходите!

А что же «Лада»? Ей сейчас не до КХЛ, поскольку один из основных спонсоров, Волжский автозавод, явно не способен тащить хоккейную ношу в прежних объемах.

– Поступило официальное письмо от ВАЗа о приостановлении траншей, которые планировались в конце сезона, – сказал на пресс-конференции Чеботарев. – Речь идет не о прекращении договора, который заключен сроком до 31 декабря, а об отсрочке. Надеемся, что завод вернется к нормальной работе. Отношения не прекращены, мы подождем. Если сроки увеличатся, будем реализовывать план «Б», сокращать бюджет. Это чревато потерями, но другого выхода нет.

Также у Чеботарева спросили про деньги, которые областное министерство спорта недоплатило «Ладе», переведя их другому хоккейному клубу – ЦСК ВВС.

– Это не секрет. Я был против, так как прекрасно понимал, что эта сумма решить проблемы самарского клуба и выйти из кризиса ему не поможет, как многим хотелось бы, а нас – ослабит. Так в итоге и получилось. Что касается возврата этих средств – нам обещают их вернуть. В каком формате, уже другой вопрос. Ожидаем платежа в конце апреля для закрытия сезона или в мае. Вопрос о том, чтобы не вернуть их, не стоит – иначе мы просто не вырулим из ситуации.

После этой пресс-конференции в интернете замелькали новости с сенсационными заголовками типа этого: «ВАЗ приостанавливает финансирование «Лады». Это конец для тольяттинского хоккея?» Болельщики приуныли еще сильнее, а вот простые, далекие от хоккея тольяттинцы даже обрадовались (не все, конечно) такому повороту событий. Вот несколько комментариев из популярного в городе паблика:

– Спорт ради хобби и досуга, а не содержания всяких хоккеистов с футболистами. Они же ничего не производят, так почему налогоплательщики должны их кормить?

– Сделайте им зарплату 30 тысяч рублей, как у большинства. А то по ляму в месяц получают неизвестно за что, а потом подряд по десять матчей проигрывают. «Лада» и им подобные – нецелевое многомиллионное расходование средств.

– Идите поспособствуйте грязь с улиц нашего прекрасного города прибрать.

– Найдутся те, кто не за деньги будут играть и выигрывать, а за честь города, как было раньше.

Чуть позже Александр Чеботарев выступил с комментарием, заявив, что в городе его неправильно поняли:

– Вроде бы общались мы на русском языке, но прочтешь заголовки и диву даешься: откуда у журналистов такая информация? На вопрос о сложностях у автозавода дан четкий и исчерпывающий ответ, в котором не было речи об отказе в финансировании в рамках спонсорского соглашения. Речь лишь шла о возможном приостановлении финансирования в будущем, в зависимости от ситуации, и переносе последних платежей в рамках прошедшего сезона на более поздний срок. Но это не значит, что автозавод уже прекратил финансирование. Транши поступают до сих пор.

Итак, мечты о КХЛ придется отложить минимум на год, хотя вряд ли за столь короткий (в экономическом плане) период солидные спонсоры смогут оправиться от последствий санкций. Переживать о том, что «Лада» может вообще прекратить существование, думаю, не стоит, однако перебои в финансировании могут стать реальностью. Помню, как в 2009 году Волжский автозавод сильно затянул с переводом траншей женскому футбольному клубу «Лада», вынудив игроков бегать по юристам. Будем надеяться, что до этого не дойдет.

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 14 (1398) 15.04.22