«Вы нам не подходите»

Новости Тольятти augustnews.ru

Ушлые работодатели всегда найдут «недостаточные профессиональные качества» у женщины с ребенком и других неугодных соискателей.

На днях в Тольятти состоялось любопытное мероприятие – встреча работодателей и представителей кадровых служб. Тематический круглый стол назывался так: «Рекрутинг: как избежать обвинений в дискриминации?». Спикерами на встрече выступили адвокаты Елена Воронина и Марина Жирова. Корреспондент «Площадь СВОБОДЫ» побывал на «дебатах» профессионального сообщества и подслушал, какие лазейки и приемчики находят работодатели, лишь бы отвязаться от неугодных соискателей, да так, чтобы комар носа не подточил.

Работа для всех, а не для избранных

Исходя из трудового законодательства, Конституции РФ и иных нормативно-правовых актов, каждый гражданин нашей страны должен иметь равный доступ к трудоустройству, если нет специальных законных условий для возникновения преград. Как, например, в случае с педагогической деятельностью, когда учителем в школе не может быть человек, отбывавший срок в местах не столь отдаленных. Любая другая дискриминация в сфере трудовых отношений законодательством не допускается.

Под дискриминацией при этом следует понимать ущемление прав граждан на основании их принадлежности к полу, расе, национальности, возрасту, отношению к религии, принадлежность к тем или иным социальным группам и пр. Также дискриминационным будет указание на место жительства соискателя, в том числе наличие регистрации по месту жительства.

Последствия у дискриминации на трудовой почве у ответственных лиц бывают административные, частно-правовые и редко — уголовные. Последние, как правило, связаны со случаями, когда в трудоустройстве отказывают женщинам, находящимся в состоянии беременности либо уже воспитывающим малолетнего ребенка или детей в возрасте до трех лет. За подобные деяния статья 145 УК РФ предусматривает для работодателя наказание в виде штрафа в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Штрафы за суффиксы

Не так давно появилась ответственность за дискриминацию при размещении вакансий и при приеме граждан на работу. Оба действия по закону ни в коем случае не могут сопровождаться требованиями, выходящими за рамки деловых качеств гражданина. Эти качества определены в постановлении пленума Верховного суда РФ. Если возникают судебные споры, то суды будут действовать в соответствии с постановлением пленума. Поэтому, как показывает практика, с момента принятия поправок и случаев взысканий штрафов за их нарушения формулировки вакансий, публикуемых работодателями, претерпели заметные изменения.

Согласно трудовому законодательству, под деловыми качествами следует понимать способность человека выполнять ту трудовую функцию, которая определена в должностной инструкции. Это может следовать из уровня образования, опыта работы, наличия навыков и умений (например, знание иностранного языка, владение определенным программным обеспечением). Все, что выходит за пределы данных показателей, может расцениваться как административно наказуемое обращение со стороны работодателя.

Де-юре теперь невозможно в числе вакансий писать слово «уборщица». Как правило, все низкооплачиваемые профессии в вакансиях раньше обозначались именно с женскими суффиксами, а также с указанием предпенсионного возраста. Отныне следует использовать форму существительного в мужском роде.

Указание на отсутствие вредных привычек, возраст, наличие личного автотранспорта и санитарной книжки, по словам спикеров круглого стола, тоже является теперь дискриминацией. При этом во время дискуссии участники тематической встречи вывели стратегию, по которой эти приоритеты можно было бы описать, минуя ответственность за действия дискриминационного характера. Если организации, скажем, нужны молодые работники, то работодателю, дабы не попасть под статью, теперь нужно заявлять в информации о вакансии следующее: «Примем на должность … (в том числе молодых сотрудников)». По словам специалистов, оборот «в том числе» в этом случае как бы расширяет спектр возможных соискателей, но, по сути, указывает на приоритет, хотя семантически никого из потенциальных работников не ограничивает.

В случаях с требованиями о наличии автомобиля или санитарной книжки работодателям предлагается казуистика по типу «у предприятия возможности предоставить автотранспорт нет» или «у всего коллектива уже имеются санитарные книжки». Для некоторых профессий при этом допустимо даже указание на состояние здоровья. Так, по словам спикеров, на должность грузчика, например, можно приглашать физически выносливого человека.

Язык до трудовой инспекции доведет

Трудовой кодекс РФ предусматривает право сотрудника затребовать сведения о том, по какой причине ему отказали в приеме на работу. Даже если отказ произошел во время телефонного собеседования или разговора по электронной почте. С письменным ответом работодателя он может обратиться в суд и оспорить отказ в приеме на работу, если считает его необоснованным. Другой вопрос, что по закону организацию могут обязать принять человека на работу, но в каком психологическом климате он будет там находиться?

Адвокаты с работодателями долго обсуждали, как правильно «развернуть» ненужного соискателя и отправить его восвояси. Из предложений прозвучала возможность открыть должностную инструкцию на втором собеседовании и пройтись по всем пунктам. Что-нибудь обязательно должно не совпасть с возможностями соискателя. Или, например, провести суперсложное анкетирование по вопросам квалификации. Когда одна из работодательниц привела пример того, как их организация искала бухгалтера до 30 лет, а от них никак не отставала 48-летняя соискательница, ей было предложено изучить особенности бухгалтерского учета в той области, в которой женщина не работала (медицина или лесное хозяйство), и человека не приняли из-за недостаточной квалификации.

А вот так называемая служба безопасности предприятия или организации, как отмечают адвокаты, является вообще околозаконной структурой. Хоть на некоторых должностях (инкассаторы, работники банков, бухгалтеры) ее проверка может выглядеть адекватной. Но адвокаты все же не советуют кадровым службам сообщать соискателям о результатах проверки службы безопасности, потому что это вполне можно рассматривать как незаконное действие. Так и на собеседовании работодатель может всего лишь поинтересоваться у соискателя наличием или отсутствием судимостей, но не требовать справку.

Вряд ли безопасно с точки зрения закона задавать вопросы и о перспективах материнства. А чтобы отсеять студентов, которым будут нужны академические отпуска, работодателям во время собеседования предлагают лукавить на предмет того, что учиться — это хорошо, и они всегда рады студентам в своем коллективе. А проблемы в резюме у молодого соискателя всегда найдутся, чтобы отказать ему в должности.

Пока что в Самарской области совсем немного судебных историй на предмет дискриминационного характера в трудовом поле. Но тенденция к росту осознанности того, что система трудоустройства не очень справедлива по отношению к некоторым группам населения, есть. Однако даже в существующем проценте обращений адвокаты отмечают, что чаще всего за помощью приходят люди, которые не хотят судов, а хотят, чтобы перед ними извинились. А большинство дел вообще не дошло бы до суда, если бы люди научились вежливо друг с другом разговаривать.

Административная ответственность за размещение некорректной вакансии наступает в виде штрафа: для граждан — от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 3000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 10000 до 15000 рублей. Ответственность при этом несут как сами рекламодатели, так и распространители объявлений, будь то газета, интернет-сайт, телевидение, радио и т.д.

Владимир Сахмеев, Площадь СВОБОДЫ
vl.saxmeev5@gmail.com

фото: Площадь СВОБОДЫ