Вы что, не видите, тут Тольятти идет

водитель автобуса

Пользуясь тем, что далеко не все тольяттинцы могут позволить себе полноценное путешествие за границу, в Сочи, Санкт-Петербург или Москву, всё больше турфирм стали организовывать однодневные поездки по Самарской области и прилегающим к ней регионам.

Вот и я на днях, поддавшись уговорам родственников, побывал на одной из таких экскурсий, правда, впечатления остались неоднозначные.

Рассказ о калмыках в китайском автобусе

Скажу честно, не очень люблю групповые экскурсии на большом автобусе. Во-первых, когда людей в поездке много, они обычно разбредаются, и приходится тратить время на то, чтобы собрать всех вместе и отправиться на следующую точку.

Во-вторых, постоянно подгоняют, пугают, что можем куда-то не успеть. В-третьих, обязательно найдется хотя бы один всегда чем-то не довольный турист (или человек, накануне употребивший много алкоголя), который будет портить общую картину.

При желании, можно продолжить говорить о возможных минусах, однако есть и плюсы.

К примеру, мне предложили съездить в Самару всего за 1 300 рублей, что по нынешним временам совсем не дорого.

К тому же, программу обещали насыщенную: бункер Сталина, Иверский монастырь, культурно-выставочный центр «Радуга», улица Ленинградская, вертолетная площадка…

вертолетная площадка самара волга красота
Вертолетная площадка. Фото: Министерство туризма Самарской области

Если ехать самостоятельно (на электричке или рейсовом автобусе), то дешевле точно не получится, а тут еще и опытного экскурсовода обещали, так что предложение показалось весьма привлекательным.

Впрочем, получилось почти как в песне на слова Льва Толстого: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги»…

Впечатление начало портиться сразу после того, как все 50 туристов расселись в китайском автобусе. К самому транспортному средству претензий нет (большой, современный, похожий на немецкий «Неоплан»), однако организаторам долго не удавалось подключить микрофон, необходимый для работы гида.

Двое мужчин копошились в приборной панели автобуса, дергали за провода, однако динамики лишь шипели и трещали.

– Делаем всё возможное! – сказала представитель турфирмы. – Если минут за десять не исправят, то пересядете в другой автобус.

В итоге ждали почти полчаса. Некоторые уже готовы были ехать совсем без микрофона, однако систему всё же смогли починить, хоть голос экскурсовода и звучал с небольшими помехами.

Дорога до бункера Сталина заняла около двух часов. Одни туристы шуршали пакетами, другие достали смартфоны, параллельно пытаясь запомнить что-то интересное из рассказа гида.

– Татищев предлагал назвать наш город Епифанией, но в итоге остановились на Ставрополе, – напомнила она. – Сюда переселили калмыков, причем позже некоторые из них отличились в войне 1812 года и даже в составе второй армии Багратиона добрались до Парижа верхом на верблюдах. Вернулись домой с победой, а тут уже земли помещики забрали. В итоге по указу Николая I калмыки ушли в оренбургские степи.

Сколько сказано по поводу того, что историю нужно преподносить интересно! Экскурсовод должен быть даже немного актером и уж никак не школьным учителем, пусть даже хорошо знающим свой предмет.

В нашем случае рассказ получился монотонным, так что дети перестали слушать сразу, да и многие взрослые вскоре потеряли интерес к тому, что доносилось из динамиков. Хотя многие факты заслуживают внимания:

– В начале прошлого века во Франции была запись на 5 лет вперед из желающих попасть в наш туберкулезный санаторий «Лесное». Потом, в период Первой мировой войны, туда привозили раненых, а в 90-е годы Березовский хотел сделать в одном из помещений публичный дом.

Диван на глубине 34 метра

Честно говоря, я раньше думал, что бункер Сталина расположен прямо на площади Куйбышева, а точнее под ней. И только в день экскурсии узнал, что входят в это уникальное подземное сооружение со двора института культуры под доносящееся из окон пение студентов.

Выяснилось, что пропускают группы численностью не более 25 человек, а так как нас было 50, тольяттинских туристов стали делить. Тут же толпились самарцы, которые заранее записались на экскурсию в бункер, и не понимали, почему их не пускают.

– Мы на 13:00! – кричала какая-то женщина.

– Вы что, не видите, тут Тольятти идет, – грубовато ответил дежуривший на входе мужчина, после чего захлопнул дверь перед ее носом.

Посетительница в ответ его обматерила, а затем, повернувшись к нам, начала искать сочувствия:

– Повсюду бардак, да? Даже у Сталина порядка нет!

Наконец нашей второй группе разрешили зайти внутрь. Смотритель, правда, заподозрил, что вместе с тольяттинцами пробрался кто-то из самарцев.

– Точно все ваши? Посторонних нет? – спросил он у экскурсовода.

– А я что, в лоб их должна каждого поцеловать?

– Вы что, серьезность ситуации не понимаете? – закричал дежурный, усиливая напряженность.

Группа начала переглядываться, пытаясь понять смысл фразы «серьезность ситуации». Как будто что-то случилось, но нам об этом еще не сказали.

Позже выяснилось, что в бункере одновременно находились сразу четыре группы: одна – наверху, другая – внизу, а еще две шли по лестнице навстречу друг другу. То есть общее количество посетителей – 100. Это предельно допустимый максимум.

Лестница оказалась узкой, поэтому встречные потоки с трудом на ней расходились. Периодически слышались грубые фразы:

– Куда прешь? Не видишь, мы поднимаемся! Правей прижимайся.

бункер иосифа сталина в самаре
Бункер Сталина. Фото: Министерство туризма Самарской области

Спустившись на 34 метра вниз, мы узнали, что сам Сталин в бункере никогда не был, как и его ближайшее окружение. Хотя некоторые жители Куйбышева уверены, что принимать объект приезжал лично Берия. Сама конструкция напоминает тоннель метро, только идущий вертикально, а строительством занимались зэки под присмотром столичных специалистов.

– Работы велись настолько тихо и тайно, что жители соседних домов даже не узнали, что рядом с ними бункер, – отметила экскурсовод. – Куда вывозили такое количество земли, так и осталось загадкой. Да и вообще, тайн здесь очень много. Строители даже родственникам не могли рассказать подробности, унеся всё самое интересное с собой в могилу.

На нижних этажах расположены зал заседаний правительства и кабинет Сталина, с письменным столом и небольшим не раскладывающимся диванчиком. В группе было двое подростков, один из которых спросил у другого:

– Ты бы хотел здесь жить?

– Интернета же нет. Да и кто будет овощи свежие приносить?

Также мы узнали, что объект и сейчас может служить защитой от газовых атак. Во время Великой Отечественной войны он мог выдержать попадание любой бомбы, однако с тех пор вооружение сильно изменилось.

Пожалуй, главная достопримечательность бункера – проводной телефон, рядом с которым, подняв трубку, может сфотографироваться любой желающий. Правда, молодежь женского пола по привычке стала выгибаться и делать губы бантиком, забыв, что это не селфи на пляже.

Подождите, мы только свечку поставим!

Послушав рассказ о том, как жил Куйбышев в период Великой Отечественной войны (туда эвакуировали не только заводы, но и посольства многих стран) и как жители делали укрепления на тот случай, если немцы пойдут со стороны Сталинграда, мы начали подниматься наверх. Несколько человек пожаловались на больные ноги, и им разрешили воспользоваться служебным лифтом.

Рядом с бункером расположены драмтеатр, памятник Чапаеву и площадь, по которой нас водили кругами минут сорок. Экскурсовод иногда путалась, не знала, как называется спортсмен, который участвует в соревнованиях по конькобежному спорту:

– Ну, этот, как его… фигурист. Точнее, не фигурист, а который наперегонки…

Тут один из экскурсантов спросил:

– Мы на пивной завод пойдем?

– Нет! Автобус мимо него проезжал. Можно было в окно посмотреть…

– А в Иверский женский монастырь?

– Нет!

Тут народ начал возмущаться:

– Почему? Между прочим, в программе экскурсии есть посещение монастыря!

– Потому что микрофон долго чинили и выезд задержали.

– А мы причем?

В итоге несколько человек всё-таки ушли в монастырь, а остальные остались ждать в автобусе и критиковать сопровождавшую группу представительницу турфирмы:

– Это что за безобразие? Вы где такого гида нашли?

Ответ был очень интересным:

– Экскурсовод не является сотрудником нашей компании!

Не удивлюсь, если водитель тоже не является сотрудником, однако уточнять это мы не стали, боясь еще больше испортить себе настроение.

– Да не ругайтесь вы! – сказала экскурсовод. – Сейчас они поставят свечки и вернутся.

– А может, мы тоже хотим свечки поставить! – нервничая, сказала сидевшая в соседнем ряду женщина.

– Если все 50 человек пойдут ставить свечки, то мы и через час отсюда не уедем. А так они минут через 20-30 вернутся…

Ну, а дальше началась погоня за упущенным временем. Прогуляться не удалось не только по территории монастыря, но и по улице Ленинградской, поскольку там автобус остановился лишь для того, чтобы мы пообедали в столовой.

– Тридцать минут вам даю! – деловито заявила экскурсовод, опять нарвавшись на недовольство группы:

– Какие 30 минут? Нас 50 человек, а касса в столовой только одна!

– Тогда мы в музей не успеем и на вертолетную площадку.

– Не надо нас пугать. Если заявлено в программе, значит, успеем.

В итоге действительно успели, правда, в выставочном комплексе «Радуга» на Мичурина, 23 пробыли всего полчаса. Очень жаль, поскольку там множество залов, посвященных буддизму, минералам, войнам, Древнему Египту и так далее. Что-то вроде краеведческого музея, но с большим размахом.

С вертолетной площадкой, расположенной в поселке Управленческий, тоже вышла небольшая накладка. Автобус оказался слишком большим и в итоге остановился почти за километр от нужного места.

– Я там дальше не развернусь, – развел руками водитель.

В общем, пришлось дальше идти пешком мимо полуразрушенных домов. С сочувствием смотрел я на пожилых женщин, жаловавшихся в бункере на больные ноги, а теперь ковылявших к последней точке нашего маршрута. Но зато виды очень красивые.

Вот такая получилась экскурсия в Самару. Из позитивного отмечу, что вход в бункер Сталина и выставочный центр «Радуга» – бесплатный, так что, по возможности, обязательно побываю там еще раз в более спокойной обстановке. Ну, а про гида одна из экскурсанток позже написала плохой отзыв на сайте турфирмы, посоветовав чаще поворачиваться к людям лицом во всех смыслах.

Федор Жуков, «Вольный город Тольятти»