Вспыхнут ярче звезд

Новости Тольятти augustnews.ru

В ночь с 12 на 13 августа нам представится редкая возможность понаблюдать звездный дождь.

Это явление в астрономии называется метеорным потоком Персеиды, оно всегда приходится на одно и то же время, но вот в прошлом году наблюдениям мешала яркая луна. В этом же году метеорный поток хлынет как раз накануне новолуния. Если что и помешает, только облака.

– Метеорный поток – это мельчайшие твердые частички, массой от микрона до миллиграмма, вылетевшие из ядра кометы в плотные слои атмосферы. Вспыхивая, они оставляют яркий след, который можно заметить невооруженным глазом, – поясняет астроном, доцент кафедры общей и теоретической физики ТГУ Владимир Антонов.

– В данном случае метеорный поток идет из созвездия Персея, поэтому так называется. Вообще же в течение года таких явлений происходит достаточно много: Земля на своем пути вокруг Солнца попадает в метеорные потоки, имеющие название Ориониды, Леониды, Лириды – от названий соответствующих созвездий, откуда начинается метеорная активность. В начале января Земля проходит след, оставленный кометой Галлея, он носит название метеорного потока Квадрантиды.

– Его тоже можно увидеть невооруженным глазом?

– Можно, так как Квадрантиды имеют хорошее склонение – высоту над горизонтом радианта, то есть точки, откуда начинается метеорная активность. Персеиды же имеют радиант, расположенный особенно высоко для средних широт, и можно наблюдать практически всю ночь это интересное явление.

Персеиды образует так называемая космическая пыль, из которой на одну треть состоит ядро кометы Свифта-Таттла. Это небесное тело возвращается на ту же точку орбиты каждые 135 лет, в последний раз она подошла к перигелию (то есть на максимально близкое расстояние от Солнца) в 1992 году. Но по инерции за ядром непрерывно движется рой твердых частичек, испаряющихся из него. Земля же, с завидной периодичностью, входит с этот, как его называют астрономы, метеорный рой.

– Кометы периодически возвращаются к Солнцу, а потом уходят далеко-далеко, некоторые на два-три года, некоторые на десятки лет: они делятся на краткопериодические и долгопериодические. Земля попадает в метеорный рой кометы Свифта-Таттла с 20-х чисел июля до 20-х чисел августа. Наша планета движется по орбите со скоростью 30 км в секунду, ширина роя составляет более 50 млн км, и Земля такой путь проходит примерно за месяц.

Вот это скорость! Звездная пыль – метеоры – проносятся с еще большей стремительностью, на долю секунды становясь видимыми несовершенному человеческому глазу.

– Они оставляют след в виде прямых линий. Если их продолжить в обратную движению сторону, они проецируются в радиант – точку, находящуюся в созвездии Персея. По решению, принятому в 1922 году Международным астрономическим союзом, все наше небо поделено на 88 созвездий. Вот созвездию Персея, находящемуся в Северном полушарии, так повезло, что через него проходит комета Свифта-Таттла.

– Повезло и нам. Владимир Васильевич, вы, конечно же, будете наблюдать Персеиды?

– Разумеется. Из обсерватории во Дворце детского и юношеского творчества в Автозаводском районе, где проходят занятия нашего астрономического кружка.

– Как можно в городских условиях провести наблюдение?

– Лучше все-таки наблюдать метеорный поток за городом, где меньше огней и здания не закрывают обзор. Вообще, условия наблюдения любого небесного явления становятся эффективными при высоте более 45 градусов, а не над самым горизонтом.

– Значит, с крыши или, скажем, с балкона многоэтажки все же можно?

– Можно. Нужно встать лицом на северо-восток, где будет находиться радиант. Выйти следует часов в 10 и до полуночи наблюдать, набравшись терпения. Можно даже попробовать в любом открытом месте просто высоко задрать голову: многие метеоры могут пролетать прямо через зенит, то есть точку над головой. Ширина потока охватывает полнеба, можно наблюдать до ста вспышек за час!

– А загадывать желание смысл есть?

– Загадывайте. Но это ведь просто выражение – «звезды падают». Мелкие частички сгорают в атмосфере, правда, их яркость при этом соответствует яркости звезд первой величины. Бывают и крупные частицы: когда они вылетают из ядра кометы, возникает такое явление, как болиды. Они не сгорают в атмосфере, а падают в виде метеоритов. В небе это явление – метеор, а то, что упало на землю, – метеорит. Но не звезда.

Вот такая научная проза. Увы, даже астрологи, от которых мы ждали обещаний, что желание, загаданное пусть не на звезду – на пылинку-метеор, но сбудется, нас не обнадежили:

– Я никогда не слышал, чтобы в астрологической практике такое явление, как метеорный поток, использовалось для составления прогнозов, – сказал Владимир Плотников.

Его коллега Вадим Гнатовский такого же мнения:

– К сожалению, ни августовские Персеиды, ни ноябрьские Леониды не учитываются астрологами. Они не оказывают никакого влияния из-за ничтожной массы, рассыпанной по огромному пространству. Ведь астрологические объекты имеют либо определенный измеряемый вес и постоянную траекторию, либо четко зафиксированную математическую точку, которая перемещается относительно земной системы координат – эклиптики. Есть планеты и звезды – реальные объекты, есть фиктивные объекты, типа Лилит, имеющие четкие координаты перемещения, (в случае с Лилит – это апогей лунной орбиты), есть жребии (математически рассчитанные суммы и разности домов и планет), и только метеорам и кометам не досталось никакой роли в астрологии (кроме как в древности, когда они считались предзнаменованием). Но предзнаменованием может быть и лунное гало, и красная окраска луны, и даже просто радуга на небе, и информации для астрологов эти физические явления на самом деле никакой не несут.

А вы все-таки попробуйте загадать желание.

“Площадь Свободы”

Надежда Бикулова, “Площадь Свободы”