Все претензии крутятся вокруг химпрома Тольятти: Но наступит момент, когда будет пора спросить: а что дальше?

смог над городом утром

Недавно в Тольятти прошло очередное заседание экологического совета, на котором обсудили последние данные по выбросам и перспективы дальнейшей работы. Еще в феврале на форуме «Общественный экологический контроль» звучало, что официальная статистика показывает снижение выбросов. Однако хайп, который стимулируют в соцсетях, не дает людям адекватно оценить обстановку. Корреспонденты и эксперты «Панорамы Тольятти» попытались разобраться в ситуации.

Оглядываясь на полгода назад, когда в Тольятти начали активно, и не без спекуляций, будировать тему экологии, становится ясно, что это делали всё-таки не зря. Городская власть отреагировала на социальный запрос, как и положено, призвав экспертов и активистов от общественности к столу переговоров. Сегодня экологический совет города – это компетентная и развитая структура, ни один из членов которой не равнодушен к окружающей нас среде.

В результате работы, проведенной администрацией города, ведущими городскими промпредприятиями, представителями прокуратуры, Тольяттинской гидрометобсерватории, Росприроднадзора и общественности, в поле зрения попали темы, поднимать которые не хотели годами. Например, на форуме открыто обсудили проблему санитарно-защитной зоны Центрального района Тольятти. Глава города сообщил, что сегодня уже проработан вопрос по озеленению буферной зоны между промузлом Центрального района и жилой застройкой.

– Необходимо дожать вопрос по созданию единой санитарно-защитной зоны. А именно: нанести на карте схему ее расположения и предложить предприятиям и организациям выбрать для себя фронт работ, – заявил глава Тольятти Сергей Анташев. – Осталось много территорий, которые еще «ничьи». Давайте их пристраивать всем миром. Весной мы проведем переговоры с промышленниками – с тем, чтобы они озеленили часть общественных территорий.

В этой теме, считают источники «Панорамы Тольятти», важно не забыть, что в Северном промузле, кроме крупных предприятий действует несколько десятков средних и мелких фирм, список которых был неоднократно обещан и общественности, и СМИ, но до сих пор так и не опубликован. Эта слепая зона ответственности, по всей видимости, мешает окончательному потеплению в отношениях между всеми, кто решает вопрос благоустройства вокруг Северного промузла.

– Все претензии крутятся вокруг химпрома города, потому что громкие имена наших заводов сами по себе дают хорошую ротацию в сети, – считает один из источников «Панорамы Тольятти» в сфере большой химии. – Но всегда наступает момент, когда пора спросить: а что дальше? Что город будет делать после того, как все выскажутся и «неожиданно» выяснится, что большая часть химических соединений, которыми мы сегодня так недовольны, не образуется от распада веществ в большой химии?

Однако в целом наблюдатели находят работу экологического совета удовлетворительной и ее главный смысл видят не только в снижении выбросов, над которым предприятия и без этого работают из года в год, а в том, чтобы объединить все экоресурсы города в единое поле. Об этом постоянно говорят на всех совещаниях независимые эксперты: Тольятти нужна общая система управления вопросами экологической безопасности.

Как это может выглядеть на практике? Во-первых, как неоднократно было сказано, нужно вывести из тени всех неопознанных обитателей промзоны, и не только Центрального района. Уже давно не секрет, что в Тольятти действует огромное количество площадок, которые отнюдь не улучшают наши воздух и воду. Кстати, некоторые и без расследований хорошо известны, но до сих пор почему-то остаются вне критики.

К примеру, Тольяттинская ТЭЦ, которая работает с конца 60-х годов прошлого века и производит изрядный объем выбросов в атмосферу города, редко когда оказывается в топе новостей в качестве «обители зла». То же самое касается еще одного крупного субъекта экономики – АВТОВАЗа, валовые выбросы которого также занимают первые строчки в статистике администрации. Однако отчитываются о своих проектах только химики: «КуйбышевАзот», «СИБУР», «Тольяттиазот».

Например, в марте СИБУР в очередной раз отчитался о том, что сделано в 2018 году в разгар общественных волнений по поводу качества воздуха в Тольятти. Только одно это предприятие снизило выбросы в атмосферу из расчета на тонну продукции в 2018 году по сравнению с 2017-м на 5,7%. Валовые выбросы снизились на 1,7%. Полученные цифры – результат обширной программы модернизации.

Опуская технологические подробности, отметим, что модернизация прошла на производствах изопрена, изобутан-изобутиленовой фракции, бутадиена и высокооктановой добавки к бензинам, изопренового и бутадиен-стирольного каучука, в товарно-сырьевом цехе.

В 2018 году предприятие также снизило потребление речной воды на 24,5%, а соответственно, и объем собственных сточных вод. В рамках регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Самарской области» на биологических очистных сооружениях завода реализован проект по техническому перевооружению блока механической очистки стоков.

Предприятие «КуйбышевАзот» в 2018 году направило на развитие производства и внедрение технологий, соответствующим самым строгим требованиям экологической и промышленной безопасности, 8,5 млрд. руб., что позволило модернизировать действующие мощности и начать работы по новым перспективным проектам. При увеличении объемов товарной продукции в прошедшем году на 17%, выбросы в атмосферу уменьшились на 1% и составили 40% от разрешенного. Удельные выбросы снизились на 15,6%, образование стоков на 8,6%, потребление речной воды на тонну продукции сократилось на 10,9%, теплоэнергии на 8,3%.

Еще одно градообразующее предприятие – ТОАЗ – по итогам 2018 года также отчиталось о своей программе модернизации. Заводу удалось сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 2,47 тыс. тонн, что на 60% ниже показателя, зафиксированного годом ранее (4,19 тыс. тонн). Объем фактических выбросов от разрешенного уровня, определенного Управлением Росприроднадзора по Самарской области (7,43 тыс. тонн в год), снизился до 33%, тогда как в 2017-м он составлял 56%.

Все эти данные взяты из открытых источников, и хочется спросить у некоторых «активистов»: что они имеют в виду, когда составляют свои резолюции и рекомендации, чтобы потом направить их власти города и опубликовать этот смелый пост в соцсетях? От ознакомления с таким творчеством остается ощущение, что те, кто ведет общественность ратовать «за березку и рябинку», сами плохо ориентируются в экологических реалиях города.

Например, Олег Б., в конце февраля поучаствовал в круглом столе на тему экологической безопасности и пишет на своей странице «ВКонтакте» о том, что Тольяттинской городской думе будет предложено рассмотреть некий законопроект, рожденный в жарких спорах стола: химпредприятиям города – установить или модернизировать многоступенчатую систему очистки. Также в числе ценных рекомендаций есть посыл – производить адекватный мониторинг выбросов и восстановить лес.

Рядовому читателю соцсетей, конечно, трудно объяснить, почему такая информация – фастфуд для мозга, озабоченного здоровым образом жизни.

Конечно, тем, кто увлечен темой на уровне соцсетей, было бы обидно узнать, что ее лидеры, видимо, не самые большие профессионалы в области экологии, а результаты их дерзкого наезда на власти города измерить пока так же сложно, как те самые смеси, для которых нужна мобильная лаборатория. О ее целесообразности местные экологи спорят с начала 90-х, и, видимо, в Тольятти без этого инструмента не обойтись, но остается вопрос: что делать после того, как экологическое движение получит анализы, если оно и в наборе основных веществ ПДК пока разобраться не в состоянии?

Эксперты прекрасно понимают, что нас ждет очередная история про мартышку и очки, но спорить с активистами на профессиональном языке сложнее, чем купить выстраданную всем миром машину для оперативного анализа воздуха. Кстати, 16 предприятий города уже согласились финансировать этот эксперимент стоимостью 29,4 млн руб.

– Мы выбрали механизм, как финансировать этот проект и кто будет эту лабораторию обслуживать. За это дело возьмется ТГУ, университет получает соответствующую лицензию. Финансирование будет идти через Фонд «Духовное наследие», – сообщил на днях Сергей Анташев.

Директор института химии и экологии ТГУ Павел Мельников добавил, что приступить к анализу атмосферного воздуха специалисты университета смогут, как только из городской администрации поступит соответствующее поручение. Теперь нужно сказать пару слов о том, что это значит для самой администрации и всех заинтересованных сторон.

Контроль за тем, что и почему выбрасывает наш химпром, как тему ни крути, находится за пределами полномочий органов местного самоуправления. И то, что действующая администрация взялась выступать организатором форумов, советов и т. п., само по себе можно считать глубоким реверансом в адрес общественности. Ее предыдущие составы за это не брались, потому что считали, видимо, что всё упрется в федеральное законодательство.

Недавно председатель ОД «Новый Тольятти» Алексей Я. сообщил своим фолловерам, что его переписка с чиновниками, в которой он общается с ними как Ленин с буржуазией, – это не просто письма. «Это огромный титанический труд целого коллектива, который изменит федеральное законодательство. Это единственно возможный путь. Говорит это вам человек, потративший на это год своей жизни». Комментарий опубликован 19 марта и, учитывая медиаактивность Алексея, пропустить это событие будет довольно сложно.

Ирина Смирнова, газета «Панорама Самарской области» от 1 апреля 2019 года

смог над городом утром