«Все мы мечтали учиться дальше и быть полезными своей родине»

Новости Тольятти augustnews.ru

В начале декабря 1923 года в селе Игнатовка Ульяновской области родилась девочка. Отец, будучи преданным делу партии коммунистом, назвал малышку в честь немецкой активистки борьбы за права женщин – Кларой. И кажется, что вместе с революционным именем появился у маленькой деревенской девочки стальной стержень, который помог выстоять, выдержать целую жизнь, наполненную чередой страшных испытаний. Уже в XXI веке Клара Андреевна Васильченко написала воспоминания о своей жизни. И сейчас пожелтелые листы бумаги с машинописным текстом в руках держит ее дочь – Светлана Григорьевна Новикова. Она зачитывает строчки, периодически останавливаясь от подступающих слез. События тех дней, которые описаны в учебниках истории, оживают…

А завтра была война

Июнь 1941 года. Предчувствия беды и катастрофы витают в воздухе. В субботу, 21-го, в Тагайской средней школе выпускной. Из рук директора школы круглая отличница Клара получает свой «золотой» аттестат. «Все мы мечтали учиться дальше и быть полезными своей родине», – напишет она спустя десятилетия.

Родина позвала их на помощь уже на следующий день. С утра 22 июня по радио передавали сообщение, что в 12 часов будет выступать Молотов. И вот прозвучали эти страшные слова: «Сегодня в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…» В понедельник весь класс Клары пришел в военкомат. Вчерашние школьники без раздумий записывались в добровольцы. Как вспоминает Клара Андреевна, ребят тогда взяли на фронт быстро. А из девчонок – только Тоню Танееву, которая направилась на курсы радистов в Куйбышев. Остальных пока просили подождать.

Клара уехала в Казань и поступила там в авиационный институт, который ей так и не суждено будет окончить. Вместо начала учебного года студентов сразу же направили на уборку урожая. Ведь все колхозы опустели – мужчины ушли на фронт. Позже учеба в институте все же началась. Но в городе свирепствовал голод – просто нечего было есть. И Клара вернулась в село Тагай, устроилась работать.

Незадолго до войны, вспоминает дочь Клары Андреевны, маме приснилось два сна, которые можно назвать вещими. Она их часто вспоминала. Первый сон: Клара листает справочник «Куда пойти учиться». Но вдруг подул сильный ветер, и справочник закрылся… И второй сон рассказывала Клара Андреевна: «Я иду в школу, а за мной – черная туча. Я ускорила шаг, а туча меня настигает, ее тень уже между моих ног. Потом пошел крупный, но редкий дождь, и я вбежала на крыльцо банка. Так и оказалось, что туча – это война. Но я спаслась и осталась живой».

В июне 1942 года Клару вместе с другими девушками призвали в армию. Ее причислили к 51-му полку связи Зоны обороны Москвы. Будущие связистки прибыли в столицу с направлением к коменданту города. Честно говоря, никто не знал, что с этими барышнями делать. Их направили в Звенигород. Но вечером объявили воздушную тревогу, и все спустились в метро, которое служило бомбоубежищем. Так девушка Клара впервые познакомилась со столичным метрополитеном, устроившись на ночь на неработающем эскалаторе. Там где сейчас бегут миллионы ног москвичей и гостей города, в страшные дни войны сидели и спали люди, пережидая бомбежки.

Клара окончила курсы телеграфистов, затем – курсы шифровальщиков, и получила звание техника-интенданта третьего ранга (младшего лейтенанта). До 1943 года участвовала в обороне Москвы. Она вспоминает, с какой тщательностью прорабатывали все военные операции. Часто огромные карты расстилали прямо на полу. И у девчонок-связисток вечно были красные коленки, от ползанья по «полям сражений». Тяжелейшее было время. Как вспоминала Клара Андреевна, на сон оставалось не более двух часов в сутки. На совсем юную девчушку свалилась огромная ответственность. Выдержать это бремя ей помогала молодость и непоколебимая вера в торжество справедливости.

Историческая справка.
С самого начала немецкой военной агрессии захват советской столицы являлся одной из основных целей для германской армии. От своих командующих Гитлер категорически требовал взять Москву любой ценой. Но к началу января 1942 года соединения немецкой армии были отброшены на 100-250 километров от советской столицы. Потери Красной Армии составили более 900 тысяч человек. Вермахт потерял убитыми, ранеными, пропавшими без вести и попавшими в плен более 600 тысяч человек.

А 3 февраля 1943 года закончилась еще одна великая битва Второй мировой – Сталинградская. Там, в жесточайших боях сражался Григорий Васильченко – начальник штаба особого пулеметно-артиллерийского батальона. Он был ранен и в конце февраля 1943 года направлен в Москву. В марте Григорий познакомился со связисткой Кларой. И уже в июне 1943 они расписались. Трудно сейчас представить, какой была совместная жизнь молодой семьи. И была ли она, когда каждый выкладывался на двести процентов для достижения одной-единственной цели – победы над врагом. Но, тем не менее, дальше Григорий и Клара пошли по жизни вместе.

В 1943 году Клара Васильченко была направлена помощником начальника штаба полка по спецсвязи на Брянский фронт, с боевыми частями принимала участие в Курской битве, в освобождении Воронежа, Брянска. В 1943-1944 годах принимала участие в операции «Багратион», освобождала Белоруссию, затем в войсках 11-й армии принимала участие в подготовке к освобождению Восточной Пруссии (Калинградская область). С мужем они служили в одном полку. Правда, встречались только в редкие часы затишья на фронте.
Конец войны супруги встречали в Восточной Пруссии. Немецкие города были все в руинах. По воспоминаниям Клары Андреевны, немцы-богачи уехали сами и вывезли все свое добро, а в городах осталась одна голодная беднота. И наши воины кормили немецкое население из походных кухонь, после того, как накормят своих солдат.

9 мая 1945, пропахший порохом и сиренью день. Он настал, выстраданный, отвоеванный, долгожданный… Четыре года советские люди твердили, как заклинание: враг будет разбит, победа будет за нами. И триумф победителей, безграничную радость и счастье народа в этот день просто невозможно описать.

А 8 июля, то есть буквально через два месяца после победы, у Васильченко родилась дочь – Светлана. Через пару лет в их семье появился еще и сын.

Мирная жизнь для наших героев началась в городке Тильзит (ныне Советск Калининградской области). Клара Андреевна вспоминала, что много домов в то время было разрушено. В уцелевших строениях жили и немецкие, и русские семьи. Детишки двух народов, колоссально пострадавших от войны, играли вместе на руинах, не разбирая, кто свой, кто чужой.
«Для простого человека, – пишет в воспоминаниях Клара Андреевна, – война – это бедствие. Она ему не нужна».

Такого горя хлебнули супруги Васильченко, такого натерпелись, что потом не хотели говорить о войне до конца жизни. Они очень мало рассказывали о ней своим детям и внукам. Как сейчас рассуждает Светлана Григорьевна, скорее всего родители просто хотели оградить от этих страшных воспоминаний своих близких. Но к счастью, остались дневники Григория Васильевича, которые он вел во время войны. И Клара Андреевна уже на пенсии взялась за перо, оставив эти уникальные воспоминания.

Всю жизнь Клара Васильченко была удивительно деятельным человеком. Когда мужа направили на строительство Волжской ГЭС, семья перебралась в бывший Ставрополь. Клара Андреевна работала завучем в школе № 6, а потом возглавила первую вечернюю школу рабочей молодежи. И проработала в ней директором четверть века. На праздники ее грудь была увешана наградами. Кроме боевых медалей «За Победу над Германией» и «За взятие Кёнигсберга» она получила юбилейные медали Победы, орден «За заслуги перед Отечеством», орден Великой Октябрьской Революции, звание «Отличник народного просвещения».

Ее неравнодушное сердце всегда тянулось к бескорыстной общественной работе. Поэтому она принимала участие в создании советов ветеранов в городе. Ее стараниями был создан и работал Клуб боевых подруг, в котором общение и дружбу находили тольяттинки-фронтовички. Вместе они записали воспоминания 300 участниц войны и создали альбом «У войны неженское лицо».

Более 35 лет проработала Клара Андреевна в Городском совете ветеранов. Она сделала удивительную вещь: создала Книгу памяти, где собраны воспоминания тольяттинцев – участников войны. Скрупулезно собирала все возможные материалы и буквально от руки писала эту книгу, которая сейчас является бесценным даром нам, потомкам. Ведь здесь собраны самые объективные, самые достоверные сведения, непосредственно от участников тех исторических событий.

Валентина Николаевна Чучкалова, которая сейчас является заместителем председателя Городского совета ветеранов, а ранее отвечала за патриотическое воспитание в департаменте образования мэрии Тольятти, говорит о Кларе Андреевне как об очень тактичном человеке. Она никогда не читала нотаций, не указывала, что и как надо делать. Просто бралась за дело сама и умела договариваться со всеми. «Она такой скромный человек, – говорит Валентина Николаевна, – никогда не выпячивала себя. Никого не обвиняла, а просто предлагала свою помощь. Кроме того, она была трудолюбивым человеком и хорошим педагогом. Она была авторитетом не только среди педагогов, но и среди детей, которые с ней всегда дружили и старались ей помочь».

Беспокойное сердце и безграничная любовь к родине как по наследству передались от мамы ее дочери, Светлане. Она сейчас продолжает работать преподавателем экономики в одном из вузов Тольятти, хотя уже лет пятнадцать могла бы жить на пенсии. Как эстафетную палочку она подхватила дело Клары Андреевны и продолжает собирать по крупицам историю Великой Отечественной войны. В прошлом году она шла в составе Бессмертного полка по Красной площади в Москве. Светлана и члены ее семьи несли портреты Клары Андреевны и Григория Васильевича Васильченко.

Как величайшую реликвию хранит Светлана Григорьевна настоящую карту боев Сталинградской битвы, которую привез с фронта отец. С особым трепетом показывает она награды родителей. Дневник, оставленный Григорием Васильевичем, семья Васильченко хранила 60 лет, а потом дочь отдала его в музей Московского военного округа, оставив дома копию.

– Вы знаете, – говорит Светлана Григорьевна, – пока мама была жива, я никогда не плакала. А вот сейчас часто не могу сдержать слез. Важно сохранить память о той войне, не дать переписать историю.

– А что ваша мама считала самым главным в жизни? – спрашиваю я Светлану Григорьевну на прощание.

– Она хотела, чтобы все было мирно. Она говорила, что нельзя ругаться. А еще, что люди должны быть честными, и тогда будет счастье для всех. Мама была по-житейски мудрой женщиной. Поэтому умела гасить конфликты, и что очень важно – умела прощать. Мама никогда не была меркантильной, не гналась за материальными благами. Да и отец такой же был – кристально честный человек.

И опять наш разговор вернулся к войне. Тогда, семьдесят с лишним лет назад, в горниле истории совершенно случайно столкнулись два человека. Они были разными людьми, но с одинаковыми стальными стержнями внутри: всегда быть честными, чужого не брать, свой долг выполнять безупречно и любить свою родину. Для них это всегда было важнее личного благополучия.

Для справки
По данным Городского совета ветеранов в Тольятти сейчас проживают примерно 550 участников боев Великой Отечественной войны. Все они в очень преклонном возрасте – от 88 лет и старше. Еще сто человек причислены по статусу к участникам войны – это те, кого призвали на службу в армию с 1945 по 1954 годы. Более семи тысяч человек в Тольятти имеют статус тружеников тыла.

фото: Город на Волге

Ирина Хавронич, «Город на Волге»