Вручную невозможно управлять экономикой

Новости Тольятти augustnews.ru

В Центре совместной работы MeetingPoint прошел круглый стол по теме «Влияние ключевой ставки, установленной ЦБ, на развитие промышленности» с участием городских банкиров, производственников и бизнесменов. Мероприятие по обывательским меркам предельно скучное, заведомо безрезультатное и даже в новостные выпуски городских СМИ как будто не попавшее.

Евгений Бакланов
Между тем событие при всей своей незначительности может оказаться если уж не знаковым, то показательным – региональные элиты, не понимая действий федеральной власти в области экономики, все активнее ставят вопросы. Возможно, полученные ответы станут основой для очередной консолидации, поскольку региональная экономика действительно повисла на ниточке паутины, которую плетет (или распутывает) ЦБ РФ.

В чем, собственно, суть проблемы? Суть в том, что, борясь с инфляцией, ЦБ сразу после нового года поднял значение ключевой ставки с 10,5 до 17 процентов. Сегодня она равна 14 процентам, то есть остается непомерно высокой.

Что такое ключевая ставка?
Это процент, под который ЦБ кредитует другие банки. А они, сделав дополнительную накрутку, выдают кредиты населению и предприятиям. Сделано это было, чтобы укрепить рубль, в расчете на то, что банки станут сбрасывать евро и доллары (таким образом понижая их стоимость) и начнут покупать рубли. Однако серьезного влияния на рынок решение ЦБ о повышении ключевой ставки не оказало.

Кому хуже всех?
Зато оказало, и значительное, на экономику банковского сектора. Банкам, чтобы не торговать деньгами себе в убыток, пришлось повышать ставки по кредитам. В итоге кредитные ставки выросли в два раза, лишив граждан надежды на обновление жилища, автомобиля или мебели с помощью заемных средств. Предприятиям, малому и среднему бизнесу пришлось еще хуже – лишившись средств для развития (приобретение технологий, оборудования, инструментов, сырья), они просто встали или перешли в режим минимальной нагрузки. По сути, при такой ключевой ставке развитие производства невозможно.

«Рубль сейчас недооценен по всем фундаментальным показателям. Повышение ключевой ставки с 10,5 до 17% направлено на снижение инфляции. Будет косвенное влияние на валютный рынок, но оно будет не мгновенным. Мы недавно ввели плавающий курс национальной валюты. Он позволяет смягчать действие негативных внешних факторов на российскую экономику. Это решение, по сути дела, снизило привлекательность для спекулянтов работы на валютном рынке. Мы должны научиться жить в новой зоне, ориентироваться на собственные источники финансирования, проекты и дать шанс импортозамещению».
(Глава Банка России Эльвира Набиуллина – в эфире канала «Россия 24».)

Кому выгодно?
Выгодно тем, у кого депозиты, особенно валютные. Стремясь удержать деньги вкладчиков у себя, банки были вынуждены поднять проценты по вкладам как минимум до ключевой ставки.

Выгодно и тем, у кого уже есть кредиты, но только с фиксированной ставкой – тогда банк не сможет поменять условия договора.

Что дальше?

По мнению экспертов, в ближайшие месяцы может существенно вырасти просрочка по кредитам. Доходы граждан будут снижаться, поскольку многие предприятия ждет банкротство, а другие – летаргический сон. Соответственно, недалеко до массовых сокращений штатов или снижения зарплат.
Ключевая ставка значительно снижаться уже не будет, но, возможно, еще повысится.

Комментарии
Александр Дроботов, депутат губернской думы, заместитель председателя комитета по промышленности:
– То, что мы наблюдаем, ни в коей мере не соответствует интересам промышленности нашего региона и нашего государства. Это удар по экономике, от которого нам долго придется приходить в себя. Нельзя заниматься регулированием макроэкономики и не видеть, как гибнут целые отрасли промышленности, как снижается уровень жизни населения, как стагнирует банковская система.

Владимир Гусев, генеральный директор ЗАО «Тольяттистройзаказчик»:
– Строительная отрасль не может функционировать при такой ключевой ставке. У нас все завязано на кредитовании, и такие тяжелые деньги неизбежно привели бы к значительному удорожанию жилья – за пределами покупательского спроса. Но, думаю, никто из строителей даже не станет рисковать, начиная строительство объекта за такие дорогие деньги.
Отмечу, что стройка традиционно – это локомотив всей региональной экономики, поскольку за нами идут смежники и прочее, и прочее. ЦБ следует срочно найти альтернативное решение по способам укрепления рубля и борьбы со спекулянтами.

Василий Воронской, генеральный директор компании «Парк-Отель»:
– К счастью, мой бизнес не связан с необходимостью занимать. Я стараюсь вообще не быть должным никому. Есть деньги – развиваюсь. Нет денег – курю бамбук. Вот сейчас я в Эмиратах курю бамбук.

Геннадий Апанович, директор тольяттинского филиала «ИВЭСЭП», политолог:
– Простые люди в большинстве своем пока еще не поняли, что произошло. У них нет особых накоплений, нет планов на значительные покупки, а зарплату пока еще платят. Если предприятия начнут вставать, то картина, конечно, изменится. Начнутся протестные настроения и прочие неприятные вещи. Думаю, что федералы все это понимают и ниже определенной планки экономике упасть не дадут. Однако стагнация промышленности нам обеспечена на пару-тройку лет, это точно.

Вячеслав Волков, член наблюдательного совета ООО КБ «Эл банк», кандидат технических наук, доцент, действительный член Муниципальной академии Российской Федерации:
– Никакой логикой и никакими доводами то, что происходит сейчас, объяснить нельзя. Нас всех просто кинули. Причем здравого смысла во всем этом нет. Страна находится на ручном управлении, и руководству государства не до экономики. Точнее, вручную невозможно управлять экономикой. Экономика – это наука, и в основе ее должна быть система.

фото: www.yaplakal.com

 

интернет газета «Тольяттинский навигатор»