Центробанк России заявил, что временный переход некоторых предприятий на четырехдневную рабочую неделю не представляет серьезной опасности для экономики. По словам заместителя председателя Банка России Алексея Заботкина, подобные меры уже применялись в прошлом и не приводили к долгосрочным негативным последствиям. Как только ситуация стабилизируется, компании возвращаются к стандартному пятидневному графику.
Снижение спроса на продукцию отдельных предприятий стало основной причиной перехода на сокращенную рабочую неделю. Это объясняется естественной коррекцией после периода аномально высокого спроса в предыдущие два года. По мнению экспертов, такие изменения свидетельствуют о постепенном снижении перегрева в экономике.
Среди компаний, которые уже ввели или рассматривают четырехдневную рабочую неделю, оказались ключевые игроки автомобильной промышленности: АВТОВАЗ, ГАЗ, КамАЗ и ЛиАЗ. АВТОВАЗ может перейти на новый график уже осенью, если решение будет одобрено, тогда изменения вступят в силу в конце сентября. ГАЗ сократил рабочую неделю в августе, а ЛиАЗ — еще в июле. На КамАЗе четырехдневка коснется только подразделений с низкой загрузкой.
Среди основных причин таких мер — сложная ситуация на авторынке, снижение покупательской активности, высокая ключевая ставка и переизбыток импортной техники. Несмотря на эти вызовы, Банк России уверен, что временное сокращение рабочей недели не создаст системных рисков для экономики страны. Опыт прошлых лет показывает, что после нормализации спроса предприятия быстро возвращаются к прежнему режиму работы.