Вот тебе, бабушка, и капремонт

Новости Тольятти augustnews.ru

Регионального оператора Самарской области подозревают в халатности и дискредитации программы капитального ремонта.

Очередную порцию злоключений, связанных с капремонтом жилых домов, разбирала на днях комиссия ТГД по городскому хозяйству. Причем, за краткосрочный план 2015 года, в который, напомним, включено 239 многоквартирых домов, депутаты даже не стали приниматься. Задачей минимум для народных избранников было выяснение обстоятельств, при которых в Тольятти ремонтируют дома, включенные в план работ 2014 года. В списке находится в общей сложности 230 адресов, в том числе 121 дом, где ремонт начался в 2014 году, и 109 домов, работы на которых были перенесены на 2015 год. И хотя времени с тех пор утекло немало, проблема не решена. По словам руководителя департамента городского хозяйства мэрии г.о. Тольятти Вадима Ерина, в настоящее время в Автограде насчитывается 34 дома, капитальный ремонт в которых планировался к проведению по краткосрочному плану 2014 года, но по сей день не выполнен.

Эту информацию подтвердил заместитель руководителя службы заказчика фонда капитального ремонта Самарской области Александр Антюфеев, который сообщил: действительно, по программе 2014 года в Тольятти завершены ремонтные работы только на 196 домах. Какова судьба оставшихся 34 адресов? Их ремонт, по словам Антюфеева, региональный оператор силами подрядчиков надеется завершить в декабре 2015 года. Иными словами, практически со дня на день. Вот только в успех этого многообещающего предприятия верится с большим трудом, поскольку качество проведенных работ, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Так, депутат ТГД Владимир Бобров привел в качестве примера один из домов на улице Шлюзовой, где осенью начался капитальный ремонт кровли. По словам народного избранника, в результате так называемого ремонта весь пятый этаж жилого дома оказался залит водой: квартиры затоплены, в комнатах стоят тазики. В общем, удовольствие, прямо скажем, сомнительное, тем более, что на улице декабрь. «Кто должен нести ответственность за порчу имущества граждан, которые пострадали в результате такого капитального ремонта?» – поинтересовался у представителя регионального оператора депутат. По заверению Александра Антюфеева, до тех пор, пока подрядчики не устранят все выявленные нарушения такого характера, акты приемки выполненных работ со стороны фонда подписываться не будут. Причем, в качестве компенсации материального вреда горе-исполнители ремонта должны либо отремонтировать пострадавшие от потопа квартиры, либо осуществить в пользу граждан денежные выплаты.

Впрочем, даже наличие подписанного фондом акта, как выяснилось на комиссии, еще не дает гарантии, что ремонт произведен качественно и соответствует всем заявленным проектным требованиям, смете и пр. Дело в том, что по закону Самарской области № 60-ГД после завершения любого вида работ по капитальному ремонту дом должен быть введен в эксплуатацию, и акт об этом должен быть согласован с органами местного самоуправления, то есть с мэрией в лице департамента городского хозяйства. Однако, как сообщил депутатам Вадим Ерин, из 196 домов, отремонтированных по программе 2014 года, департамент согласовал только 21 акт ввода объектов в эксплуатацию. Документы по всем остальным адресам в мэрию ни из фонда капремонта, ни от подрядных организаций не поступали. И это несмотря на то, что по закону Самарской области № 60-ГД чиновникам на местах, прежде чем подписывать акты ввода, поручено проверять, соответствуют ли виды выполненных работ сметам и дефектным ведомостям.

– Для того чтобы выполнить такое согласование, мы должны видеть первоначальные документы: договор подряда; смету, по которой работал подрядчик и на основании чего сделан акт выполненных работ; все заключения по сертификации оборудования и материалов, которые применялись при проведении капремонта; накладные, соответствующие акту выполненных работ и прочее, – прокомментировал ситуацию Вадим Ерин. – Когда мы подписываем акт ввода, мы, соответственно, за это отвечаем. Но подрядные организации эти документы предоставлять не хотят. Почему? Потому что есть ошибки и в актах выполненных работ, и по объемам работ, и по качеству применяемого материала, на который сертификаты также не предоставляются.

Вместе с тем, руководитель департамента напомнил, что по закону все перечисленные документы в мэрию должна передавать подрядная организация, с которой заключен договор у регионального оператора. Причем, последний как заказчик должен принять у подрядчика бумаги только после того, когда они будут согласованы всеми сторонами в установленном порядке. Соответственно, фонд, по сути, не имеет права принимать и оплачивать акты выполненных работ, если их, как и акты ввода, не проверила мэрия. Но в самом фонде, похоже, считают иначе. По крайней мере Александр Антюфеев предположил, что большая часть работ по 196 тольяттинским домам, скорее всего, уже оплачена. Хотя мэрия, повторимся, приняла в эксплуатацию только 21 адрес.

– Кто же тогда не выполняет требования закона Самарской области № 60-ГД, на основании которого реализуется программа капремонта? – задался вопросом председатель комиссии по городскому хозяйству Алексей Альшин. – Я услышал, что в мэрию документы не предоставлены. И что фонд подписывает работы без согласования с мэрией и оплачивает эти виды работ. Но на каком основании фонд без подписи мэрии оплачивает работы?

Александр Антюфеев попытался объяснить: дескать, на момент приемки, когда комиссия с приглашением представителей мэрии работает на каждом конкретном доме, там присутствует и подрядчик, на руках у которого есть все необходимые документы. Однако чиновники, по словам представителя фонда, сами периодически игнорируют приглашения и не приезжают для участия в приемочной комиссии. С них, мол, и спрос.

– Подождите! – прервал самарского гостя Алексей Альшин. – Вы же прекрасно понимаете, что пачку смет и других бумаг, находясь на объекте, нельзя ни проверить, ни рассмотреть. Документация должна заранее направляться в мэрию. Там есть целый отдел, который проверяет сметы, сертификацию материалов и т. д. Это нормальная проверочная работа, ее невозможно сделать во время приемочной комиссии с листа!

Представители фонда капремонта попытались еще раз убедить депутатов, что с ремонтом все в порядке, так как все 196 домов приняты собственниками. Однако собственники, по мнению депутата Максима Гусейнова, вовсе не являются гарантом качества выполненных работ, поскольку зачастую не являются профессионалами в сфере строительства. К тому же, если подрядчики заведомо скрывают от мэрии документацию, значит, в ней, возможно, что-то нечисто?

По мнению Владимира Боброва, многие проблемы с капремонтом могли бы решиться, если бы в Тольятти постоянно находился куратор, представляющий регионального оператора. Или если бы фонд, помимо многоканальных телефонов, по которым невозможно дозвониться, указывал на ремонтируемых домах рабочие номера такого куратора, который приезжал бы на проблемный дом по первому зову жителей. А самое главное – необходимо, чтобы ремонт проводился в подходящее время года, а не тогда, когда вздумается подрядчику. «Что это такое? Бабушка, которой больше 90 лет! Она войну для нас выиграла, а мы ей на старости лет в декабре месяце крышу сняли, чтобы она первому новогоднему снегу радовалась?!» – с возмущением отметил народный избранник. Но Александр Антюфеев проблемы, похоже, не увидел и сообщил, что в Тольятти насчитывается около 100 домов, где на сегодняшний день идут работы по ремонту кровли. «А о чем мы тогда вообще рассуждаем? И какого отношения ждем от жителей? Это нормально – в декабре проводить капитальный ремонт кровли?» – продолжил тему Максим Гусейнов. «Технологически нам ничего не мешает проводить капремонт кровли в декабре», – взялся было отвечать заместитель руководителя службы заказчика, но тут же осекся. «О людях подумайте! При чем тут технология? Бабушка не ходит, а на нее снег сыпется! Какая здесь технология?!» – прервал представителя фонда Владимир Бобров.

В общем, комиссия пришла к выводу, что молчать об особенностях капремонта по-тольяттински больше нельзя – пора докладывать о проблеме губернатору. На имя главы региона депутаты подготовят обращение, где расскажут обо всех обстоятельствах, которые превращают программу капитального ремонта в абсурд и которые, по сути, дискредитируют всю программу. «Если зимой будут делать кровлю, конечно, люди будут отказываться от капитального ремонта, а уж тем более – от оплаты этой программы», – подытожил общее мнение Алексей Альшин.

Мнение

Алексей Альшин, председатель комиссии ТГД по городскому хозяйству:

– Мы уже неоднократно от лица комиссии рекомендовали принять в эксплуатацию все дома после капитального ремонта. А раз мы не сделали все дома – принять в эксплуатацию хотя бы те 196 домов, где капремонт выполнен. И если все они до сих пор не приняты – я этого не понимаю. И тем более не понимаю, если работа подрядчиков не принята должным образом, но фонд ее при этом уже оплатил. Наша комиссия еще раз запросит в фонде информацию о тех домах, капремонт которых оплачен на 100%, и проверит, как осуществлялась их приемка. Если оформленных должным образом документов нет, тогда мы просто обязаны будем передать материалы в прокуратуру. Потому что такого быть не должно. Если нарушается законодательство – нам надо меры принимать. Кто нам поверит и кто будет платить за капитальный ремонт, если формально из 230 домов с 2014 года он выполнен только на 21 доме? Это просто недопустимо! Это может говорить о халатном отношении сотрудников фонда к своим должностным обязанностям. Если фонд обязан предоставить документы в мэрию по закону – пусть предоставляет. А если выяснится, что мэрия допускает проволочки, мы будем разбираться с мэрией.

фото: Площадь Свободы

Юлия Романенко, “Площадь Свободы”