Мы не одни, наверное, такие: живущие в Тольятти, ездившие на машине «Лада», но ни разу не бывшие там, где появляются народные автомобили для всей страны. Кстати, никто из моего семейства особо не горел желанием ехать на бесплатную экскурсию по Волжскому автозаводу.
– Еще и «На-На» приедет? Ужас какой, – бурчал муж. – Зачем рубашку именно в клетку надевать? С чем клетка гармонирует?!
– А кто такая эта «На-На»? Мы ее знаем? Мам! – одиннадцатилетняя дочка тоже не унималась.
– Фаину знаешь? – смеясь, спросили мы.
– Нет, но не русская точно. Она тоже приедет на экскурсию?
Вот так весело мы собирались на автогигант!
В рамках празднования своего 50-летнего юбилея ВАЗ организовал праздник «День от-крытых дверей», где каждый желающий мог посмотреть завод изнутри. Экскурсия на промышленные площадки включала в себя посещение прессового производства, знаком-ство с цехом, где выпускаются двигатели, и визит на сборочную линию автомобилей на платформе B0.
Итак, мы приехали на завод. Куда идти, конечно, не знали, но увидели толпу, растянувшуюся на сотни метров от парковки и до бесконечности, и поняли, куда следовать нам.
Дочка начала хныкать, что выходной разве так должен проходить и долго еще нам тут «торчать». Зато народ в толпе стоял вполне радостный и вроде трезвый. Развлекал публику местный ди-джей: призывал тольяттинцев участвовать в конкурсах и придумывать на каждую букву алфавита прилагательные к слову «Лада». Ох, что тут началось!
– Друзья, на букву «А» придумываем! Давайте! Значки и браслеты с символикой завода ваши!
Со всех сторон и углов посыпалось:
– Астрономическая, амбициозная, автомобильная, автоматическая, алмазная, антистрессовая.
Народ еще долго глумился, придумывал, а может, действительно радовался.
– Архаичная! – одновременно с моим мужем крикнула еще одна дама в темных очках.
– Не соглашусь с вами, – умело отпарировал ди-джей.
И правильно сделал. Мероприятие брендовое, денег на организацию ушло немало, поэтому прилагательные к «Ладе» должны быть исключительно позитивными. Поэтому браслет и значок нам не подарили. Нужно только хорошие слова придумывать.
– Афигенная, – крикнул кто-то.
– Разве это слово пишется через букву «А»? – моментально среагировал грамотный ведущий.
Подошел к мальчишке, который крикнул слово, и долго пытал его, в какой школе он учится. Тот застеснялся, а потом выдал, что во всем виновата мама, и она так подсказала.
Очередь постепенно двигалась, народ не возмущался, что долго стоим, ждем. Мы, например, прождали около 50 минут. В принципе для такого масштабного мероприятия – пустяковое время. Выходной, праздник, конвейер. Тут как себя настроить. Все думала, почему же так много людей? Неужели «Гранты» и «Весты» важнее дачи? Нет. И вот услышала разговоров двух дедов:
– Так она же бесплатная!
– На автобусе тоже бесплатно провезут? Я-то прихватил с собой пенсионное удостоверение, нам всяко льготный проезд.
Вот откуда народ – от бесплатности. Вообще экскурсия по ВАЗу во все другие дни – платная, билет стоит от 500 рублей, записываться необходимо заранее, за несколько суток.
Может, еще по этой причине (всего бесплатного) с нами на автобусной экскурсии оказалась мамочка с грудничком в слинге. Малыш плакал, она пыталась его качать. Неужели осмотр завода важнее благополучия ребенка? Ему неудобно полусидеть-полулежать на этих непонятных шнурках. В автобусе жарко, а лялька была заботливо и тепло одета, даже чепчик имелся на мокрой головушке. Зачем?
Зачем вы берете малышей на массовые праздники? Неужели эта замученная мамаша, всю дорогу качавшая малыша, что-то увидела, запомнила? Или, может, оценила ход запуска конвейера?
Автобус в это время провозил нас по прессовому производству. Взрослые наблюдали за роботами, а дети, увидевшие советские аппараты с надписью «Газированная вода», затребовали остановиться, чтобы попробовать… вкусный напиток.
Конечно, нам показали не всё. Но то, что показали, было весьма достойно, современно и, главное, чисто. Вообще везде было чисто. Не каждый завод решится открыть свои двери для посетителей. Это ведь означает готовность к тотальной критике. Многие блогеры уже написали: открыли только те производства, которые не стыдно показать, заранее провели уборку, в туалетах – свежие куски розового мыла.
И кругом улыбчивые рабочие. Ну а что, они должны плакать или саботировать? Они вышли на работу, у них смена. Кстати, главный конвейер заработал. Как мне рассказал рабочий цеха, который, к сожалению, не захотел представиться, на несколько суток остановили основные линии производства. После плановой технической проверки все вновь было запущено. Мы же попали на производство в обеденное время, но решили подождать полчаса до окончания перерыва и убедиться в запуске машин.
Не мы одни ждали и дождались! Ровно в 11.45 конвейер запустили. И практически одновременно с этим гудящим событием народ включил свои гаджеты. Все снимали видео медленно двигающихся автомобилей. Одна парочка все не успевала сфотографироваться на фоне полусобранной красной «Лады Икс Рей». Пока девушка выбирала красивую позу, паренек настраивал телефон, подвешенный кузов проезжал мимо. Ребята вновь следовали за ним. С третьей попытки они наконец-то запечатлели себя, машину и довольные побежали снимать следующие кузова.
Говорят, что идея автомобильного конвейера пришла в голову легендарному Генри Форду после визита на чикагские скотобойни. Там подвешенные на цепях туши двигались от одной «станции» к другой, где мясники умело рубили мясо, не теряя времени на переходы. После этого Форд первым поставил на конвейер такую технически сложную продукцию, как автомобиль.
Мы, прогуливаясь по главному конвейеру, увидели только первую линию – по ней ползли «Рено», «Ларгусы» и «Икс Реи», по второй двигались «Нивы». А вот «Гранты» и «Весты» мы не нашли.
После экскурсии захотелось проехаться на «Икс Рее», но запись на тест-драйв уже давно была закончена: долго гуляли по цехам. Тогда отправились на смотровую площадку, где красовались новенькие «Икс Реи» и раскрашенные «Нивы». Машины облепили дети и мужчины. Я тоже на мгновенье заглянула в салон, мне он показался небольшим.
Отвлек меня от просмотра отечественных автомобилей… наш губернатор Дмитрий Азаров. Он со свитой и журналистами тоже приехал на праздник ВАЗа. А может быть, это я отвлекла Дмитрия Игоревича, потому что он направлялся к той машине, возле которой стояла.
– Ой, здрасьте, – поприветствовала я Азарова.
– Здрасьте! – устало ответил он. – Давайте остановимся, несколько слов для журналистов…
Дмитрий Игоревич раздавал ценные указания своим подчиненным, камеры смотрели на него, телохранители – по сторонам. Обычный, немного усталый человек в стильном пиджаке.
Ну а мы, всё осмотрев, сели в свою стильную «Ладу» и поехали домой, обсуждая всю дорогу экскурсию. Дочка только опять переживала, что очередь за сладкой ватой была слишком длинной, а еще нам не досталось бумажных кепочек с гордой надписью «АВТОВАЗ»…
Ксения Рис, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 26 (1257) 12.07.19
Номер свидетельства СМИ: ПИ № 7-2362