Вот что надо помнить, о чём говорить

Новости Тольятти augustnews.ru

Чем больше размышляешь о прошедшей войне, тем яснее понимаешь слова Александра Зиновьева:

– Чтобы побудить граждан страны защищать ее от врага, идеология должна… подчеркивать его (своего общества, – прим. автора) достоинства и… замалчивать его недостатки.

И нет в этом никакой лжи: как показали 30-е годы, именно такое отношение воспитало подлинных патриотов, вставших на защиту своей Родины. Теперь же всё делается наоборот и такую тактику в первую очередь используют агенты влияния из пятой колонны. И только все вместе мы можем противостоять врагам, куда более хитрым, ибо действуют они изнутри страны. В этом отношении 22 июня будет для нас всегда точкой отсчета, ведь мы, находясь в самом отчаянном положении, вышли из него с великой Победой.

Писать про 22 июня всегда сложно: тут же находятся любители попенять на нашу неготовность, поражения и прочие «штучки», нахватанные из лексикона недоброжелателей.
Решил взять один из эпизодов этого трагического дня. Про городок Рава-Русская, где я родился, на самой границе с Польшей. Он был местом ожесточенных боев в годы и Первой мировой, и Великой Отечественной войн.

В сводке главного командования Красной армии за 23 июня 1941 года отмечалось: «На Рава-Русском направлении противник, вклинившийся с утра на нашу территорию, во второй половине дня контратаками наших войск был разбит и отброшен за госграницу». Сводка за 26 июня: «Идут упорные напряженные бои с противником, в ходе которых наши войска наносят значительное поражение ему… Наши войска прочно удерживают госграницу». Именно столько держался этот маленький городок Рава-Русская, где первыми в бой на рассвете вступили советские пограничники. Всего чуть более двух тысяч бойцов стояли насмерть, имея на вооружении лишь стрелковое оружие.

Поздним вечером 21 июня 1941-го из Киева предупредили: необходимо усилить наряды, повысить боеготовность застав, на уязвимые участки границы направить именно усиленные наряды, выставить засады.

Наступило утро 22-го… Всего лишь 30 минут отвел вермахт на уничтожение застав. Но ни один пограничник не оставил своей позиции, и к исходу дня противник был отброшен к границе. План гитлеровцев был сорван на целых 5 суток. Особую стойкость проявили бойцы укрепрайона, где каждый дот стал крепостью. Ни один из них не сдался противнику.

Последний бой 22-го приняла застава лейтенанта Морина. Вечером израненные пограничники поднялись в свою последнюю рукопашную. Стойкость и мужество защитников границы у Равы-Русской вошли в легенду. На протяжении 5 суток они сдерживали натиск пяти дивизий врага.

Комдив Георгий Микушев дал приказ занять оборону на подготовленных позициях и выдал полный боекомплект заранее еще до нападения фашистов. Так что немецкие танки и пехота встретили такой отпор, что тут же отступили. Его дивизия, пограничники и оставшиеся гарнизоны дотов отошли только по приказу без потерь.

В современной Украине у Равы-Русской нет братских могил советских воинов и пограничников, а доты превратили в мусоросборники. Стыдно и отвратительно!

Этот эпизод для меня важен еще и потому, что 22 июня там, у Равы-Русской, встретил мой отец, лейтенант-зенитчик.

Что важно в описании этих боев? Из него четко видно, что к войне мы готовились: укрепрайон, доты – всё это построено было за 1940 год, основательно и крепко. Знали, что начнется всё 22 июня: все офицеры, рассказывал отец, накануне получили приказ о полной боевой готовности. Еще с 1937 года каждый директор предприятия имел пакет с пятью сургучными печатями, вложенный в другой, тоже опечатанный, – это так называемый мобилизационный пакет.

И еще – задним умом нынешние злопыхатели рассуждают, очерняют и обвиняют. Их бы туда, в то время, в то страшное утро, небось сразу ручки вверх. А я лучше напомню всего один случай, где проявился русский характер. Николай Сиротинин, 19 лет, его оставили у моста с пушкой и 60 снарядами:

– Пойдут немецкие танки, подобьешь один – и уходи.

Он подбил, а у него еще 59 снарядов. Коля уничтожил 11 танков, 7 бронемашин, 57 солдат и офицеров. Немцы похоронили его с почестями, с салютом. Их командир сказал местным жителям:

– Напишите его матери, что она воспитала настоящего бойца.

А своим солдатам:

– Если бы каждый из вас так воевал, уже весь мир был бы наш.

Вот что надо помнить, о чём говорить… Это День не только памяти и скорби, это день героизма и славы советской страны, советского человека!

Сергей Дьячков, социолог, почетный гражданин Тольятти