Восемь дополнительных льгот

женщина считает деньги

На «Тольяттиазоте» состоялась конференция, на которой принимался новый коллективный договор. Событие очень важное, ведь в прошлом году из-за сложной коронавирусной ситуации собраться не удалось (слишком уже серьезные были ограничения), и пришлось пролонгировать старый. На этот раз понимали, что дальше откладывать нельзя, поскольку очень много совместных усилий руководства и трудового коллектива потрачено на подготовку документа. Ну, а каким он в итоге получился, мы узнали, пообщавшись с председателем заводского профсоюзного комитета Ольгой Севостьяновой.

Папам в школу тоже можно

– Коллективный договор заключен на три года и начинает действовать с 1 октября, – отметила Ольга Борисовна. – Процесс согласования достаточно интересный, хоть и не всегда спокойный. Главное, что удается находить вариант, устраивающий большинство заинтересованных лиц. Рабочие подают заявки, в которых указывают льготы и гарантии, которые хотели бы видеть, а работодатель оценивает, в какие суммы всё это обойдется и есть ли финансовая возможность для удовлетворения дополнительных потребностей.

– Судя по вашему позитивно звучащему голосу, новый колдоговор должен порадовать заводчан. Это так?

– Да. Я считаю, что это большой шаг вперед. Утверждены 8 новых льгот, а по двум уже существующим заметно увеличились выплаты.

– Думаю, есть смысл озвучить основные моменты.

– Начну с того, что в список близких родственников, в случае смерти которых работники «Тольяттиазота» получают три выходных дня, включены бабушки и дедушки (помимо родителей, детей, свекра, тестя, тещи и свекрови). Много поступало просьб по этому поводу. Понятно, что, когда в семью приходит горе, оно неизбежно накрывает каждого – финансово или морально.

Если первый пункт касается смерти, то второй – наоборот. Сейчас работницы предприятия получают 20 тысяч рублей. Было решено разделить эту сумму на две части: 15 тысяч – при уходе в декретный отпуск, а потом еще по 5 тысяч – папе и маме (если оба работают на ТОАЗе) при рождении ребенка. Очень важный момент: если ребенок у них в семье уже второй – то по 10 тысяч, если третий – 15 и так далее.

Третий пункт: раз в год многодетные семьи получают по 5 тысяч рублей на каждого ребенка. То есть, если трое, то – 15, четверо – 20 и так далее.

– К какой-то конкретной дате приурочены эти выплаты?

– Ко Дню защиты детей. Уточню, что здесь выплаты даются на ребенка вне зависимости от того, один родитель трудится на «Тольяттиазоте» или оба. Думаю, папы сильно не обидятся в связи с этим, тем более что, согласно одному из новых пунктов коллективного договора, они наравне с мамами могут брать 1 сентября оплачиваемый выходной, чтобы проводить ребенка в первый класс.

– Борьба за гендерное равенство?

– Завод у нас на 70 процентов мужской, пап много… Знали бы вы, сколько звонков было в этом году перед 1 сентября с вопросом: «Когда, наконец, разрешите?» Ну, теперь можно. Единственный нюанс: одновременно отпустить папу и маму вряд ли получится.

Кроме «Надежды» – Черное море

– Еще один пункт касается семей, в которых есть дети-инвалиды. Государство предоставляет родителям или опекунам четыре дополнительных оплачиваемых выходных каждый месяц, но лишь до того момента, пока ребенку не исполнилось 18 лет. На «Тольяттиазоте» решили, что и после достижения этого возраста предоставлять родителям два дня в месяц, если у ребенка есть первая группа инвалидности. Мера поддержки вполне естественная, ведь и после 18 лет необходимо дополнительное время, в том числе на посещение врачей.

Следующие два пункта касаются отдыха. Согласно существующим правилам, работники «Тольяттиазота» могут брать с собой в санаторий «Надежда» по льготной стоимости (25 процентов от полной) ребенка до 16 лет. Было принято совместное решение увеличить возраст до 23 лет включительно, но лишь в том случае, если дети не работают, а учатся, то есть пока сами себя не обеспечивают.

– Интересная льгота, которая у одних вызовет улыбку (мол, в 23 года уже свои дети могут быть), а у других – одобрение.

– Для работников они в любом случае остаются детьми. Нужно с этим считаться. Кроме этого, раньше в колдоговоре было написано, что заводчане имеют возможность отдохнуть с семьей только в «Надежде». Сейчас пункт подкорректировали, название санатория убрали. По сути, это означает, что у работников «Тольяттиазота» есть возможность поехать в одно из оздоровительных учреждений черноморского побережья, также на турбазы Самарской области. Официально в документе это не прописано, но указанной возможностью люди уже пользуются. В этом году ТОАЗ закупил путевки в санатории Краснодарского края и Крыма, распределяя их среди своих работников по льготной стоимости.

– Вопросы в процессе обсуждения звучали от представителей трудового коллектива?

– Да, причем один из них касался семей, где есть дети-инвалиды. Спросили, нельзя ли предусмотреть в документе материальную помощь на тот случай, если вдруг понадобится срочная операция или дорогостоящее лечение? Представитель работодателя ответил, что, когда возникали, ни разу еще никому не отказывали. Кстати, в колдоговоре есть пункт, касающийся оказания материальной помощи в сложной жизненной ситуации.

Увеличили помощь декретницам

– Как я понимаю, все восемь новых льгот вы перечислили. А какие изменения внесены уже в существующие?

– Семь перечислила. Суть восьмого пункта в том, что, согласно отраслевому положению, 0,3 процента от фонда оплаты труда должно тратиться на культурно-массовую и спортивную работу. В свое время эти деньги передали от профсоюза работодателю, но сейчас снова вернули нам.

Теперь об анонсированных мною изменениях. Они касаются материальной помощи женщинам, находящимся в декретном отпуске. Государство, как известно, оплачивает лишь первые полтора года с момента рождения ребенка, а вторые полтора каждая мама крутится, как может.

Так вот, на ТОАЗе существует ежемесячная денежная выплата на период с полутора до трех лет. Раньше она составляла 1000 рублей, а теперь увеличили на 50 процентов. Точно такое же повышение (с 1000 до 1500 рублей) коснулось и материальной помощи семьям, в которых есть дети-инвалиды.

– В целом озвученные вами льготы не выглядят глобальными: тут подправили, там добавили…

– Это большое счастье, что все глобальные, как вы их назвали, уже давно присутствуют в коллективном договоре. Не зря же мы столько лет говорим о «Тольяттиазоте» как о социально ответственном предприятии. Основа есть, так что теперь мы вносим поправки и дополнения на основании озвученных заводчанами предложений: в прошлый раз их было четыре, а теперь сразу восемь.

Повторю, каждый из пунктов появился потому, что люди попадают в определенные жизненные проблемы, а предприятие помогает в их разрешении. К примеру, недавно была такая ситуация, что у одного из сотрудников внучка погибла, а ему три дня не полагается. Конечно же, надо посильную помощь оказать человеку.

Или еще был вопрос, касающийся нашего дома на Новопромышленной, 7. Там, как вы знаете, квартиры сдаются в аренду на тот период, пока человек является сотрудником предприятия. Но бывают ситуации, когда за много лет сотрудник так и не смог заработать себе на жилье, а скоро ему на пенсию уходить. И как быть, выселить его молча?

Понятно, что ситуация сложная и неоднозначная, но она требует какого-то решения и, возможно, очередных поправок в коллективный договор. Например, если отработал человек не менее 20 лет – то оставить за ним жилье пожизненно без права собственности. Но тут пока рано говорить о конкретике: вопрос требует серьезной проработки. Не стоит забывать, что дом этот в первую очередь строился для привлечения молодых кадров из других городов.

У профкома будет новый председатель

– Помимо колдоговорной конференции, у нас состоялась еще одна – профсоюзная, на которой я приняла решения сложить с себя полномочия председателя.

– Неожиданное известие и очень грустное. Почему так?

– Возраст у меня уже солидный. Считаю, что нужно передавать бразды правления молодым, тем более что у меня очень хороший заместитель – Дмитрий Назин, который в течение семи лет набирался опыта, хорошо продвинулся, многому научился и сейчас готов занять место председателя. К своим новым обязанностям он приступит с 1 января, поскольку необходим ряд процедур, в том числе юридических. Много бумажной волокиты, требующей времени.

– Вы совсем покинете завод или в каком-то качестве там останетесь?

– В совете ветеранов я однозначно останусь, а кроме этого, на первых порах (может, год или больше) буду выполнять функции советника. Все-таки колоссальный опыт, да и серьезные связи имеют большое значение. Что потом – не знаю. Может, совсем отойду от дел.

– Получается, что свободного времени, которого несколько лет не было совсем, теперь появится много. Как планируете его использовать?

– В первую очередь, хочу заняться своим здоровьем, ну и, конечно же, буду больше времени уделять семье. А то ведь доходило до того, что не было возможности одного из внуков в первый класс проводить, поскольку должна присутствовать на торжественной линейке в другом месте как депутат губернской думы.

– Кстати, ваши пятилетние полномочия в областном парламенте тоже подошли к концу. Что больше всего запомнилось за этот период?

– Многое было сделано, в том числе и для Комсомольского района, от которого я шла в думу. Мы с Владимиром Дуцевым максимально оттягивали деньги на город, а здесь уже наша команда в местном парламенте (Виктор Казачков, Евгения Суходеева, Андрей Иванов, Виталий Климашевский и Галина Муканина) старались, чтобы район не был обделен.

Глава Комсомольска Артем Анисимов, выступая перед недавними выборами, подтвердил, что средства на ремонт дорог и внутриквартальные территории получены в максимальном объеме.

Наконец-то решился такой больной вопрос, как строительство детского сада в микрорайоне Жигулевское море. Это один из главных наказов, данных нам избирателями. Кроме того, появился сквер на месте бывшего кинотеатра «Маяк» (там финансовую помощь оказали предприятия, среди которых и «Тольяттиазот»), строится ФОК на Певческом поле.

Не могу не вспомнить борьбу за то, чтобы в санитарной зоне в районе «Тольяттиазота» не появилась мусорная свалка, которую авторы проекта красиво называли полигоном или комплексом. Много состоялось совещаний, проводили на заводе выездное заседание губернской думы, приглашали губернатора, собирали подписи жителей соседних сел. Объясняли чиновникам, что ни в коем случае нельзя допустить это строительство.

– Точка в вопросе поставлена?

– Думаю, что да. Во всяком случае, когда Дмитрий Азаров приезжал на ТОАЗ, то сказал, что в этом месте не будет никакого хранилища отходов.

– И последний вопрос. Готовы к тому, что на улице или в магазине жители Комсомольского района будут по-прежнему вас узнавать и просить помочь в решении каких-то проблем?

– Если честно, даже рада, что люди на улицах останавливают, задают вопросы. Даже сейчас, когда я фактически уже не депутат (хотя прощального мероприятия в думе пока не было), избиратели продолжают приходить. Кстати, последний вопрос связан с нашим предприятием – обязательно подключусь и переговорю с руководством!

Андрей Липов, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 38 (1371) 01.10.21