Вопросов больше, чем ответов

Новости Тольятти augustnews.ru

Тольяттинцы чаще других жалуются в региональное правительство на реорганизацию системы городского дополнительного образования.

Во Дворце детского и юношеского творчества прошло обсуждение реализации концепции развития дополнительного образования детей Тольятти. В работе круглого стола участвовали не только депутаты Тольяттинской городской думы, чиновники мэрии и руководители учреждений допобразования, но и представители комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки, а также комиссии по вопросам культуры и молодежной политики. Приезд чиновников губернского уровня был вызван валом обращений, поступивших в правительство области из-за ситуации, сложившейся в системе дополнительного образования Тольятти. После доклада заместителя мэра по социальным вопросам Татьяны Лесняковой заместитель министра образования и науки Самарской области Надежда Колесникова поинтересовалась, существует ли план оптимизации городской системы дополнительного образования?

– Жесткого плана нет, – констатировала Татьяна Ивановна и пояснила, что ситуация мониторится, после чего предпринимаются меры. На основе наблюдений муниципалитета по каждому учреждению формируется комиссия, оценивающая возможные последствия оптимизации. В состав комиссии включаются специалисты департамента образования, правовой службы, депутаты городской думы. По итогам работы комиссии делается вывод о целесообразности реорганизации.

На сколько конкретно уменьшается финансирование сферы дополнительного образования Тольятти в 2016 году, пока неизвестно. Татьяна Ивановна сказала, что этот вопрос решается на согласительной комиссии. По словам заместителя мэра, в системе допобразования идет новое комплектование, анализ занятости детей. Учреждения предоставили в муниципалитет свои учебные планы. В соответствии с ними идет корректировка бюджета, которая продолжится до конца 2015 года.

– Есть такие случаи, – подключилась к разговору Антонина Гудкова, председатель профсоюза работников образования и науки Самарской области, – когда группа детей укомплектована полностью, но из-за дефицита бюджета нагрузка педагога снижается, например, с четырех до двух часов в неделю. Педагогов об этом не уведомляют предварительно, сталкиваемся с нарушением Трудового кодекса, ответственность несут руководители учреждения.

– Более того, в школе искусств реализуются долгосрочные программы, в министерство культуры Самарской области поступили обращения от родителей, которые возмущены, – рассказала представитель минкультуры Елена Плишко. – В течение ряда лет дети получали услугу по двум программам, регулярно ходили на занятия, им ставили оценки на промежуточной аттестации. То есть ученики ни в коем случае не являлись «мертвыми душами», которые когда-то записались в кружок и забыли о том, что записаны. И вдруг на последнем году обучения выясняется, что ребенок не может завершить изучение программы за счет бюджетных средств. Теперь, дескать, пусть родители найдут деньги и оплатят работу педагогов. Каким образом регулируются такие ситуации?

– Если есть конкретные фамилии, разберемся совместно с департаментом культуры, – заверила собравшихся на межведомственное совещание Татьяна Леснякова. По ее словам, если ребенок начал свое образование, то должен обязательно завершить. Единственное, не должно быть в учреждениях дополнительного образования стопроцентных предпрофессиональных программ. То есть при большом количестве набранных детей на профессиональный уровень должны выходить ученики с самым хорошим потенциалом. Пусть будут творческие отборы, конкурсы, экзамены, после которых остаются лучшие и самые талантливые. Нельзя в предпрофессиональных программах тащить за уши всех подряд.
За круглым столом прозвучал очередной вопрос:

– С мая по октябрь 2015 года в системе детских школ искусств сокращено 355 бюджетных мест – практически целое учреждение. Почему в Тольятти трудности, ожидаемые по области в 2016 году, начались уже в 2015-м?

Заместитель руководителя департамента культуры Наталья Тонковидова напомнила:

– Помимо муниципального бюджета, содержащего учреждения дополнительного образования, у субъекта РФ (в частности, Самарской области) по закону есть право на предоставление государственной поддержки. Можно ли на нее рассчитывать учреждениям допобразования Тольятти?

Заместитель министра образования и науки Самарской области подтвердила, мол, да, у региона такое право есть. Но региональный бюджет несет свои полномочия, и уповать на его безграничные возможности не стоит. Кроме того, Надежда Колесникова засомневалась в некоторых идеях, прозвучавших в докладе Татьяны Лесняковой. В частности, в правильности перехода тольяттинской системы допобразования от нормативного финансирования к финансированию человеко-часа. Тем самым допобразование приблизится к системе учета в общем образовании. Насколько это целесообразно? Ведь работа в кружках и секциях всегда держалась на интересе ребенка, там никогда не было жесткой обязательности, которая присутствует в школе. Педагог сразу попадет в ситуацию неопределенности. Сегодня на занятие пришли 10 человек, а завтра – пять, соответственно, педагог получил в два раза меньше. Прежде чем переходить на новую систему финансирования, по мнению Надежды Борисовны, надо провести серьезную экспертизу и взвесить, имеет ли смысл такое новшество. Не потеряем ли мы педагогов?

Председатель комиссии по социальной политике Тольяттинской городской думы Александр Родионов согласился с позицией, обозначенной Колесниковой: нельзя сокращать финансирование допобразования, хотя экономическая ситуация в Тольятти непростая. Хорошо, что проблема обсуждается на межведомственном уровне. Главное – сохранить кадры. До конца учебного года неправильно было бы сокращать объемы финансирования. А к 1 сентября 2016 года надо предъявить городскому сообществу серьезный анализ, концепцию, механизмы управления системой допобразования. Социальную сферу сокращать крайне опасно.

Председателя профсоюза работников образования и науки Самарской области Антонину Гудкову, однако, волновал порядок сокращения зарплаты педагогов. Директор ДДЮТ Валентина Бухтоярова уточнила, что по стимулирующей части предусмотрено сокращение на 40 процентов, по компенсирующим доплатам все рассматривается индивидуально, сокращения составят от пяти до сорока процентов в зависимости от должности. Штатные работники потеряют около 15 процентов, методисты – около 20. По указу президента, однако, заработная плата работника дополнительного образования должна составлять 80 процентов от средней заработной платы школьного учителя. Пока по Тольятти это соотношение сохраняется.

Подводя итоги работы, председатель комиссии по вопросам культуры и молодежной политики Общественной палаты Самарской области Татьяна Бодрова сообщила, что по итогам межведомственного совещания будет подготовлено письмо от имени общественной палаты в правительство Самарской области. В обсуждении проблемы сохранения и развития системы дополнительного образования нужна гласность.

Интересно:

В системе дополнительного образования Тольятти 63 структурных подразделения финансируются из регионального бюджета, 18 учреждений – из муниципального (2 дворца, 2 дома учащейся молодежи, 14 многопрофильных центров). 14 подразделений по физической культуре работают на базе школ, еще 14 имеют статус специализированных школ олимпийского резерва по отрасли «Физическая культура и спорт». 17 учреждений допобразования работают по отрасли «Культура».

фото: Площадь Свободы

Ольга Пимантьева, “Площадь Свободы”