Вон из маршрутки!

Новости Тольятти augustnews.ru

Правительство Самарской области с молчаливого согласия чиновников на местах ограничило льготников в поездках на общественном транспорте.

С начала нового, 2017 года прошел всего-навсего месяц, а региональные власти буквально завалили тольяттинских льготников «подарками». Самые «долгожданные» из них напрямую связаны с организацией пассажирских перевозок в общественном транспорте. Соответствующие изменения в областном законодательстве коснулись всех муниципальных образований губернии. Но именно по жителям Тольятти все транспортные новшества Самарской области нанесут, пожалуй, самый сокрушительный удар.

Хотели как лучше

Главная предпосылка к нарастанию социального кризиса — реформа городского пассажирского транспорта за авторством команды мэра Сергея Андреева. В основу реформы была положена долгосрочная Концепция развития улично-дорожной сети г.о. Тольятти, за разработку которой бюджет города выложил проектировщикам из Санкт-Петербурга около 10 млн руб. Документ, реализация которого началась с 1 января 2015 года, подразумевал, что для пассажиров тольяттинских автобусов, троллейбусов и маршруток будут созданы максимально комфортные условия передвижения. С этой целью, в частности, маршрутную сеть Тольятти заметно подрезали, чтобы, с одной стороны, исключить дублирующие друг друга потоки общественного транспорта, с другой стороны, разгрузить перенасыщенные улицы.

По условиям договоров с мэрией сроком на пять лет коммерсанты были обязаны принимать к оплате проезда не только наличные деньги, но и «безнал» в виде социальной карты жителя Самарской области, а также муниципальной транспортной карты учащегося или студента. Кажется, все могли быть довольны: льготники — потому что получили доступ в коммерческий транспорт, частники — потому что взяли на обслуживание рентабельные маршруты с хорошим пассажиропотоком. Но… Череда последних событий в Самарской области привела к тому, что часть тольяттинских льготников вовсе лишилась права на проезд по социальной карте, другим перекрыли доступ в коммерческие микроавтобусы, а третьих поставили перед грустным выбором: то ли ездить поменьше, то ли платить за свои «путешествия» наличными.

Работаешь — плати

Началось все с того, что с 1 января 2017 года в Самарской области резко изменились условия предоставления ежемесячных денежных выплат пенсионерам на проезд в общественном транспорте. В результате компенсации за проезд для пополнения социальной карты в размере 270 руб. разом лишились тысячи людей старшего возраста, чьи чересчур крепкое здоровье или ничтожно маленькая пенсия не позволяют наслаждаться заслуженным отдыхом. Да мало ли по какой причине пенсионер желает подработать на пенсии? Но нет, порядок изменился: раз работаешь — значит, компенсация тебе не полагается. Вот и весь сказ.

Еще меньше в этом смысле повезло «молодежи». Новые правила игры таковы, что люди, вышедшие на заслуженный отдых после 31 марта 2015 года, право на ежемесячную выплату в размере 270 руб. имеют, но лишь в том случае, если величина их пенсии не превышает в полтора раза прожиточный минимум пенсионера, установленный в Самарской области.

Вон из маршрутки!

Следующая «новость» еще интереснее. С 1 января 2017 года водители коммерческого транспорта г. Тольятти перестали принимать к оплате проезда социальные карты жителя Самарской области. Таким правом наделило владельцев маршруток областное правительство, которое отказалось субсидировать за счет региональный казны перевозки льготников на так называемых нерегулируемых маршрутах. И не важно, например, что в Тольятти 44% транспортных услуг населению (35 маршрутов из 80) предоставляют по договорам с мэрией именно компании-частники.

«Региональное министерство транспорта с этого года прекратило субсидировать перевозки льготных категорий граждан на маршрутах Самарской области, которые работают по нерегулируемым тарифам. Таким образом, с 1 января 2017 года возмещать затраты на перевозку владельцев социальных карт областные власти будут только муниципальным предприятиям АТП-3 и ТТУ, так как они осуществляют перевозки по регулируемым тарифам.

Дополнительно хочу сказать, что мэрия не удовлетворена такой ситуацией. На сегодняшний день мы продолжаем работу, чтобы вернуть возможность льготным категориям граждан осуществлять проезд, в том числе на коммерческом транспорте. Мы сейчас судимся с коммерсантами относительно этой ситуации. Дело сейчас находится в первой инстанции, ряд судебных заседаний по этому поводу запланировано на февраль», — прокомментировал ситуацию руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти Павел Баннов на заседании постоянной комиссии ТГД по городскому хозяйству.

Так себе удобство

В какой-то степени, конечно, ничего страшного не произошло. Не ездили льготники по социальным картам в маршрутках — нечего и привыкать. Хочешь льготу — добро пожаловать в муниципальный автобус или троллейбус. И вот тут мы возвращаемся к пресловутой Концепции: новая маршрутная сеть Тольятти сокращалась и переверстывалась с условием, что льготники с социальными картами будут свободно ездить на маршрутках. Под этим «соусом», естественно, некоторые автобусные и троллейбусные маршруты исчезли: зачем перегружать дороги? А теперь получается, что коммерческим транспортом город насыщен в изобилии, а вот с муниципальным туго: по ряду улиц автобусы и троллейбусы не ходят в принципе. Куда деваться льготникам?

Для удобства пассажиров с социальными картами с 1 января 2017 года АТП-3 взяло в работу четыре дополнительных автобусных маршрута. Так мэрия попыталась обеспечить беспрепятственный доступ пенсионеров и инвалидов к социально значимым объектам. Но тут на тольяттинцев обрушился новый «сюрприз».

«Путешественников» не уважают

На прошлой неделе первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской области Александр Нефедов подписал постановление, что с 1 февраля 2017 года по социальной карте каждый житель губернии сможет совершить не более 50 поездок в месяц. Превысил лимит? Езжай за наличные.

Для тольяттинских льготников это беда. В городе элементарно нет даже таких муниципальных автобусов и троллейбусов, которые связывают между собой все районы и микрорайоны. Стало быть, каждая поездка — это минимум одна пересадка. Поездка обратно — еще одна пересадка. Итого — социальной картой придется воспользоваться четыре раза. А ведь пересадок может быть и больше! И дело не в праздном «катании», а в необходимости, скажем, доехать до врача. Как тут не превысить установленный лимит на 50 поездок в месяц? Или дома сидеть, или раскошеливаться.

А главное — чиновников, похоже, все устраивает. В минтрансе, по словам Павла Баннова, специалистов тольяттинской мэрии не понимают, не видят и не слышат, так что и совещание на уровне министра ни к чему не привело. Но и в самом департаменте транспорта Тольятти при этом менять правила игры для коммерсантов или насыщать маршрутную сеть муниципалами не спешат. Сначала мэрия планирует пообсуждать вопросы на рабочих совещаниях — дай бог, к концу февраля какие-то пути решения и наметятся. А там, глядишь, и до нового главы города рукой подать — пусть он и «разгребает»… А льготники? Походят пешком — для здоровья, говорят, очень полезно!

Народ собирает подписи

Жители Самарской области на фоне всех транспортных потрясений уже собирают подписи под петицией с требованием сохранить социальные карты безлимитными для пенсионеров, ветеранов боевых действий, инвалидов и участников ВОВ и приравненных к ним категорий граждан, тружеников тыла, блокадников, ветеранов труда и других льготных категорий граждан. Петиция со сбором подписей была опубликована в сети Интернет буквально в начале этой недели. Всего за несколько дней ее подписали около 1000 человек. Крик о помощи за права льготников жители Самарской области хотят направить главе региона и президенту РФ.

Павел Баннов, руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта мэрии г.о. Тольятти:

Как вы помните, один из основных векторов Концепции развития улично-дорожной сети Тольятти — это разъединение транспортных потоков и исключение дублирующих друг друга маршрутов муниципального и коммерческого транспорта. На сегодняшний день это тот камень преткновения, к которому мы вынуждены возвращаться: и муниципалы, и коммерсанты вновь начинают ездить по одним и тем же улицам. Чтобы граждане могли воспользоваться льготами и имели альтернативу: либо это коммерческий транспорт — быстро и страшно, либо муниципальный — долго, но безопасно и с обеспечением всех льгот.

Юлия Романенко, «Площадь Свободы»
roma-jul@yandex.ru

фото: Площадь Свободы