Волшебница бумажных городов

Создательница детской студии архитектуры и дизайна «АрхиМодус» Галина Киселева учит создавать красоту из обычного картона.

Недавно в ТЦ «Русь на Волге» прошла масштабная выставка детских художественных работ, которые поражали всех зрителей не только своей безудержной фантазией и по-детски искренним буйством красок, но и мастерством и масштабностью. Из обычного картона создавались настоящие объемные произведения искусства. Вот взлетают к небесам шпили замка, а здесь на бумажных волнах парит белый бриг. Экспозиция радовала тольяттинцев почти все лето своими детскими фантастическими по красоте и оригинальности работами. Представляла всю эту красоту на суд тольяттинцам детская студия архитектуры и дизайна «АрхиМодус», а потом педагоги центра провели там же серию мастер-классов для детей. Хозяйкой и главной волшебницей этого красочного царства является почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный учитель Российской Федерации и незаурядный художник Галина Киселева.

Создательница детской студии архитектуры
Почти 12 лет назад она создала уникальную детскую студию архитектуры и дизайна, а в настоящее время — Тольяттинский городской центр молодежного творчества «АрхиМодус». В трех филиалах центра сейчас обучаются более 450 ребят. Когда-то Галина Николаевна работала преподавателем изобразительного искусства гимназии № 89 настолько успешно, что в 2003 году стала победителем городского конкурса «Учитель года — 2003». Тогда впервые за всю историю проведения конкурса победителем стал учитель изобразительного искусства.

— Галина Николаевна, как начинался «АрхиМодус»?

— Я начинала с площадки детского муниципального центра «Элегия» в 2003 году, когда ушла из гимназии, и 1 сентября у меня было только два ученика. Я подумала: «Боже мой! Что же я наделала?! Как я бросила школу, стабильную работу?..»
Но спустя полгода в студии было уже 50 человек, и уже пошло по нарастающей. В свое время, когда я еще работала в гимназии, друзья и знакомые задавали вопрос: «Когда ты уже свою студию откроешь?» У нас в городе много замечательных художественных школ и студий — не хотелось дублировать, хотя уже давно мои ученики успешно выступали в различных выставках и конкурсах, но было ощущение, что должна появиться какая-то интересная идея. И вот в Москве на международном фестивале архитектуры и дизайна «Зодчество-2002» я поняла, «что» надо открывать — архитектурную студию! Первая поддержка пришла от директора центра «Элегия» Сергея Попова. Мы с ним пришли к Валерию Серафимовичу Лопатину (он был тогда главным архитектором города), поделились своими планами. В первые минуты общения он был в недоумении, что вообще от него хотят. Тут градостроительство, а тут педагоги и дети со своими придумками. И все же «официальная» встреча состоялась на градостроительном совете. Мы показали детские работы и проекты. Главный архитектор города из «официального лица» превратился в человека, которому это интересно, неожиданно, необычно. Я помню свой страх перед выступлением на градостроительном совете — я вообще не публичный человек. Собрались серьезные люди: архитекторы, члены правления тольяттинской организации Союза архитекторов России, мы поделились нашими успехами на фестивале «Зодчество», пока не понимая, вот что может вылиться наше знакомство. Уже позже пошли совместные проекты с тольяттинской организацией Союза архитекторов России, за что особая благодарность Макаренко Наталье Дмитриевне, председателю ТОСАР.

— Детские проекты стали востребованы на всех дизайнерских и архитектурных форумах?

— Это неудивительно. Взять хотя бы «Зодчество» — там выставляются профессиональные проекты, реализованные, не реализованные, но интересные по сути, и уже на протяжении многих лет организована площадка детского архитектурного творчества, участники которой — студии и архитектурные школы из разных уголков России. Эта площадка пользуется большим спросом — и умиление работами малышей, и удивление почти профессиональными проектами школьников, где можно черпать идеи и вдохновение.

башни замка из бумаги
— А из какого материала дети делают архитектурные проекты? В основном бумагопластика?

— Самые разные материалы. Даже самых маленьких мы уже приучаем к архитектуре. В первые годы работы студии это было сложно — детские шаблоны всегда есть. Сейчас легче, архитектура уже серьезно вошла в нашу жизнь. Наши ученики в любую тематику работ вставляют архитектурные элементы в соответствии с тем или иным стилем. Со временем у нас сформировались обучающие разделы — мы убрали все лишнее, потому что мы ограничены учебными часами. История искусств, а скорее история развития архитектуры, вливается в творческий процесс создания рисунка или проекта. Самый любимый стиль у детей — это готика. Это самый-самый! (Смеется.) У маленьких детей есть день, когда они работают только красками, есть и графические работы — они тоже через архитектуру идут, есть «объемный» день — дети лепят из глины и работают с бумагой и картоном, создавая свои маленькие макетики. Уже с 6 лет детки берут в руки резаки и под наблюдением педагога создают свои бумажные шедевры. Получается, что мы детям планку ставим выше, чем положено, а они ей соответствуют. Мы еще выше — а они опять соответствуют! Мы сравниваем работы наших учеников с работами детей из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов на фестивалях и конкурсах, и понимаем, что за эти годы мы достигли хорошего уровня и достойно конкурируем с ведущими архитектурными студиями России.

— Бумажным макетированием ведь и в других школах занимаются, почему работы именно ваших учеников сразу можно узнать? Сразу на любой выставке работы учеников «АрхиМодуса» можно отличить, есть определенный стиль.

— Я думаю, что причина в том, что у нас получилось создать некую творческую комфортную зону, где ребята не ограничены учебными часами, строгими планами и программными задачами. Мы идем от самих ребят, и порой сами удивляемся, как им удается простое задание подать нестандартно, неоднозначно. Педагогам остается поддержать эту свободу творчества, направляя и помогая решать технические задачи.

— Нет никаких жестких рамок?

— Нет! При этом в одной и той же подчас длительной работе дети приобретают много навыков и знаний. Наш плюс именно в творческой свободе. Кроме базовых знаний по рисунку, живописи, мы развиваем творческую сторону ребенка, не навязывая собственные правила, а обсуждая и доверяя детскому восприятию. У нас закладываются понятия и основы композиции, колористики, формообразования, объемно-пространственного мышления, живописи, рисунка и проектирования: все эти разделы находят выход в творческих поисках. Развиваем умение наблюдать, творить, быть уверенными в себе и в своих возможностях.

— Вы всех желающих принимаете в студию или есть какой-то отбор?

— В студию мы принимаем всех — пока есть такая возможность. Мы не знаем, когда, в какой момент раскроется талант ребенка. У каждого ученика свой старт и свой переломный момент. Допускаем, что, может, у кого-то ничего и не получится! Но такого не может быть, потому что дети все работают! Им интересно! А если работают, то все равно будут какие-то достижения, даже в своем собственном творческом пути. Здесь очень важна поддержка родителей — надо замечать маленькие победы. Приходят подростки — им сначала страшно вливаться в сложившиеся группы, но наша задача идти вместе, шаг за шагом. Сами ученики принимают в свой коллектив новых детей легко, что придает уверенность и способность справиться со своими страхами быть отвергнутым.

поделка из картона
— И взрослые группы у вас есть?

— Конечно! Приходят учиться в 14, 15 и даже в 16 лет, но мы обязательно даем понять, что это уже взрослый человек, и он отвечает за свой результат сам.

— А если совсем взрослые люди придут уже сложившимися, со своими профессиями?

— Есть небольшая студия для взрослых, практически это родители наших учеников. В свободное время для души пишут натюрморты, изучая масляную живопись.

— Для такой работы ведь необходимо было сформировать уникальную команду?

— Именно команду, вы правильно сказали. Многие педагоги когда-то пришли к нам на практику из Тольяттинского государственного университета, так и остались. Теперь это уже специалисты высокого уровня. Макетирование ведут Екатерина Мандрыкина и Мария Смоленцева, с малышами работают Любовь Семенова, Екатерина Никерина, Юлия Михайленко и Наталья Вагнер, с подростками — Светлана Иванова, Анастасия Цепляева и Юлия Маслова. Подчас педагоги растут вместе с детьми: взяли 4-летних малышек когда-то, теперь уже и дети студийные подросли, и задачи усложнились — надо соответствовать. Радует, что они не стоят на месте — растут в профессиональном плане, обмениваясь опытом между собой и участвуя в профессиональных конкурсах.

— За эти годы выпускники вашей студии стали архитекторами?

— За эти годы они у нас подросли: сначала у нас было два выпускника, потом пять, потом 18, 20 — смотря какой был набор. Не все, конечно, идут в художественно-архитектурные вузы. Очень болезненно наблюдать, когда талантливые дети под давлением родителей выбирают не ту дорогу, о которой мечтали, а ту, что с точки зрения старших более выгодна и материально обеспечена. Авторитет родителей — это, конечно, хорошо, а душа-то просит. Тем не менее наши выпускники учатся на факультетах архитектуры и дизайна в Нижнем Новгороде, Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Пензе.

Детям, которые пришли к нам в студию в первый раз, показывая работы наших учеников и наблюдая испуг в глазах от того, что он якобы так не сможет, обязательно говорим: «Не надо бояться — надо делать шаг вперед!», родителей всегда просим поддержать своего ребенка: «Если ты сейчас делаешь шаг назад, то придется по жизни не раз отступать, и тогда дорога к своей цели растянется на долгие годы, а шагнешь вперед — сможешь уважать себя, и путь будет более успешным». Вот и получается, что очень важно быть всем вместе: ребенок, родители и педагог — вместе учиться, развиваться, сотрудничать и дружить.

— В июне и июле у вас работает Летний творческий лагерь, там занимаются те же дети?

— Там и «наши», и приходящие дети, просто свободные в это время от школы. Очень часто ребята потом остаются в студии. Есть постоянные участники из других городов, например, дети из одной семьи на лето из Москвы к бабушке-дедушке приезжают и сразу к нам записываются, каждый год они у нас.

— Расскажите о начале своего пути. Как вы стали художником?

— Я родилась на Урале в городе Тавда, потом жила в Казахстане (родители работали на «великих стройках»), с 10 лет живу в Тольятти. Начала рисовать в 7-м классе, училась в 38-й школе и уже тогда хотела стать художником. Вот как работают брошенные фразы! Подруга сказала: ты не поступишь в педагогическое училище на художественное отделение, у тебя изостудии нет. И я смалодушничала, у меня как «программа» пошла. Я успешно поступила на дошкольное отделение, а потом, уже заканчивая училище, я поступила в художественную школу, вышла замуж… Я художественную школу закончила, когда уже работать начала, мне было 27 лет. На мое счастье в нашем городе открылся художественный факультет Самарского государственного педагогического университета. Я не сразу поступила, потому что «срезала» историю, на второй год поступила на заочное отделение, ведь в семье две девчонки росли. Все время не покидало ощущение, что чему-то недоучилась. И хотя неплохо преподавала в разных школах, государственных и частных, но сама не рисовала. Это уже наши взрослые страхи — потребность рисовать была, но всегда останавливало, что надо делать или хорошо, или не делать совсем. Благодарна всем педагогам по жизни, что встречались на моем пути — в Тольятти и Санкт-Петербурге, благодаря которым я расту в творческом плане. Теперь, когда есть возможность, пишу и картины, и стихи…

Будучи прекрасным педагогом, Галина Николаевна относительно недавно смогла начать и собственный путь в искусстве — писать картины. Сейчас она состоит в Творческом союзе художников «Солярис», имеет множество званий и регалий как педагог и как участник художественных проектов. Работы Галины Николаевны экспонировались далеко за пределами нашего города, были и персональные выставки. Художник с удовольствием учится, посещает мастер-классы своих коллег, работает на пленэрах здесь, в Санкт-Петербурге, Мурманске и в других городах. Дочери Галины тоже пошли «в искусство»: старшая Ольга живет сейчас в Москве, она дизайнер, у младшей Марины такая же детская архитектурная студия, как у мамы, но в Питере. Муж Андрей окончил ту же художественную школу, что и Галина. Он приверженец традиционной живописи и подчас выступает в роли честного и полезного критика.

в фиолетовых красках
Елена Кочева, «Площадь Свободы»
Фото автора и из архива Г.Н. Киселевой