Водителям тольяттинских маршруток дозволено все

несколько Газелей на стоянке
фото: "Площадь Свободы"

В городском общественном транспорте продолжают бушевать страсти. Едва ли не ежедневно приходят жалобы на неудобства, возникшие в связи с затеянной мэрией реформой (в час пик свободных мест в маршрутках нет, кругом толкотня и хаос), да еще и водители подливают масла в огонь, отказываясь возить пассажиров по социальным картам.

На днях мне даже пришлось вмешаться в одну из таких конфликтных ситуаций, возникшую в автобусе 108-го маршрута (он едет от «Веги» до «Трансформатора»). Пожилая женщина решила выйти на остановке «Горсад», а в качестве оплаты протянула социальную карту. Считывающего устройства у водителя не оказалось…

– Чего вы мне тут суете? Недействительна эта карта!

– Действительна-действительна! – затараторила женщина и попыталась выйти, однако водитель взял и закрыл дверь в тот момент, когда половина пассажирки была еще в салоне. А вторая половина – уже на улице.

Раздался визг, сопровождаемый ругательствами водителя. Женщина безо всяких претензий убежала. Однако оставлять без последствий поступок этого хама мне лично не хотелось.

– Вы что творите? – спрашиваю. – Разве можно так? И не надо врать, что социальные карты у вас недействительны! – в сердцах выпалил я, после чего водитель обернулся.

– Недействительны! У меня – недействительны! Это мой личный автобус, и я никого возить бесплатно не намерен!

– Послушайте, – говорю ему. – Ваш работодатель – фирма «Спринтер» – заключил договор с мэрией на перевозку по 108-му маршруту. Среди условий, которые вы должны соблюдать, – перевозка пассажиров по социальным картам!

В ответ слышу:

– Пешком ходите! Или на муниципальном транспорте ездите! Вот там все действительно!

Стараюсь сохранять терпение:

– Эти карты действительны и на 108-м маршруте. Давайте позвоним в мэрию и спросим!

– Да звоните куда хотите! И вообще, сейчас идут суды, вам это известно?

Отмечу, что за время проходившей на повышенных тонах беседы мы так и не сдвинулись с остановки «Горсад». В салоне находились еще несколько пассажиров, так что я решил сделать паузу, чтобы водитель немного успокоился и продолжил движение. Впрочем, мне самому успокоиться уже было не суждено. Говорю:

– Суды могут идти, но пока не вынесено решение, вы обязаны выполнять условия договора, заключенного между мэрией и фирмой «Спринтер».

Водитель, видимо решивший, что я являюсь работником мэрии, решил поделиться наболевшим:

– Что вы вообще делаете? Загубите ведь маршрут окончательно!

– И это достаточный аргумент, чтобы придавить женщину дверью? – задал я встречный вопрос, однако ответа не услышал.

Позже я позвонил в фирму «Спринтер», вкратце рассказал об инциденте и попросил как-то воздействовать на водителя автобуса с госномером 556. Обещали, что примут меры…

Не хочу оправдывать этого «биндюжника», однако должен констатировать, что ситуация с транспортными картами действительно сложная. Водителей не устраивает то, что они возят людей по сути бесплатно, а на той сумме, которую должны ежедневно сдавать хозяевам, сей факт не отражается. Позже областное министерство транспорта должно компенсировать фирмам-перевозчикам затраты на льготников, но, во-первых, для этого нужны считывающие устройства, а во-вторых, неизвестно, перепадет ли что-то с этих денег самим водителям. В любом случае делать в этой ситуации крайними пассажиров – это низко, хотя, конечно, с пенсионерами воевать легче, чем с работодателем или мэрией.

Этот случай – далеко не единственное подтверждение тому, что многие водители относятся к пассажирам, как к скоту. Чтобы не быть голословным, приведу еще один пример. На днях ехал на маршрутке № 326 по улице Баныкина. Так вот, из-за образовавшейся пробки водитель решил высадить пассажиров метров за десять до остановки – напротив огромной кучи снега.

– Что-то я не поняла! – сказала одна из женщин. – Мне что, по горам скакать?

После этого водитель, не закрывая дверь, нажал на газ и подъехал-таки к остановке. Слава богу, никто из пассажиров не выпал из маршрутки.

Рулевой повернул к выходящим свое большое лицо и сказал:

– Ну что, теперь поняли?

И вообще, водителям тольяттинских маршруток (про другие города говорить не буду) дозволено почти все. Им можно хамить пассажирам; прихлопывать их дверью; швырять в лицо мелочью (попытка расплатиться монетами в 10 и 50 копеек воспринимается как оскорбление); включать на весь салон «Радио Ваня» или «Шансон»; проезжать мимо нужной остановки; курить и разговаривать по телефону прямо за рулем; решать, кто имеет право ехать с ними на передних сиденьях; трогаться, не дождавшись, пока человек займет свое место; объезжать пробки по внутриквартальным дорогам, тротуарам, заправкам (а иногда и по встречной полосе); устраивать гонки с конкурентами; говорить пассажирам: «Слышьте, не хочу я дальше ехать! Пересядьте на другую маршрутку»… И попробуй хотя бы что-то им возразить – услышишь про себя столько интересного, что эмоции весь оставшийся день будут бить через край.
Конечно, некоторых за нарушения наказывают, но общая картина от этого не меняется.

В заключение скажу, что не все поголовно водители тольяттинских маршруток – конкретные хамы. Таких, наверное, процентов пять-десять, и еще столько же начинают неадекватно себя вести под конец рабочего дня – уставшие от шума, мельтешения в глазах и надоедливых пассажиров. Хорошо помню, как однажды в 131-й маршрутке водитель кричал:

– Да не надо мне ваших денег! Я просто хочу побыстрее домой!

Вот и думайте после этого: жаловаться на них или, может, посочувствовать?

несколько Газелей на стоянке
фото: “Площадь Свободы”

Илья Просекин, газета «Вольный город»