В минувшие выходные по Тольятти поползли слухи, что водители микроавтобусов, обслуживающих новую маршрутную сеть городского пассажирского транспорта, запланировали на понедельник забастовку. По некоторым данным, шоферы решили не выходить в рейсы, поскольку новые условия организации регулярных перевозок в Тольятти напрочь лишили их заработка. В частности, в разговоре некоторые водители признались, что их машины все еще не оборудованы считывающими устройствами для приема социальных, ученических и студенческих карт. Однако возить эти категории льготников шоферы обязаны бесплатно, что крайне отрицательно сказывается на их дневной выручке.
Не лучше обстоят дела и у тех собственников и арендаторов микроавтобусов, чьи машины уже снабжены терминалами для считывания транспортных карт. Говорят, что компании, с которыми мэрия заключила договора на пассажирские перевозки, отказываются делиться с водителями компенсацией за проезд льготников. Но сами водители считают, что это несправедливо, и требуют, чтобы владельцы маршрутов отдавали им 50% за каждого перевезенного пассажира-льготника. Мы выяснили, что попытки забастовать водители с начала января предпринимали уже неоднократно. Но всякий раз планы бастующих проваливались, так как компании-перевозчики сразу пригрозили водителям увольнениями при малейшем намеке на организацию бунта на корабле. Так, похоже, случилось и вчера: несмотря на обещанную забастовку, общественный транспорт 2 февраля работал в Тольятти в штатном режиме.
Тем не менее, мы связались с руководителями целого ряда транспортных организаций, которые взяли на себя заботу о новой тольяттинской маршрутной сети. Но перевозчики все как один только разводили руками и утверждали, что бастовать никто из них даже не помышлял, поскольку условия работы, предложенные мэрией, всех устраивают. Так, например, в компании «РОСВЭН» (маршруты №№ 91, 102, 126) заверили, что недостатка в водителях не испытывают. Наоборот, люди продолжают устраиваться на работу, и недовольных среди них нет. Не обнаружили видимых причин для забастовки и в компании «ГРАНД-АВТО» (маршруты №№ 7, 99). Здесь заявили, что перевозчик предметно обсудил условия перевозки льготников с водителями. И последние решили: дорогостоящие считывающие устройства им не нужны, дешевле просто возить пассажиров с социальными, ученическими и студенческими проездными бесплатно.
В компании «Спринтер» (маршруты №№ 20, 41, 94, 96, 108) и в некоторых других организациях о готовящейся забастовке также не слышали, зато рассказали, что полным ходом занимаются покупкой терминалов для транспортных карт. В настоящее время, объяснили собеседники, автобусный парк на двух десятках маршрутов оборудован считывающими устройствами на 50%. И эта работа продолжается, поскольку у поставщиков просто не хватает терминалов, чтобы сразу обеспечить массовый заказ из Тольятти.
Еще дальше пошли в компании «Империал-Авто» (маршруты №№ 107, 134, 153, 169). Здесь не только занялись покупкой считывающих устройств и уже подключили автопарк к системе навигации ГЛОНАСС, но и взялись приобретать звуковое оборудование для информирования пассажиров об остановках.
А вот на автобусах компании «Зеленоглазое такси» (маршруты №№ 119, 127, 130, 132) система навигации уже есть, а считывающие устройства пока отсутствуют, так как перевозчик еще не разобрался: стоит ли тратить деньги на технику или выгоднее просто не брать с льготников плату за проезд. Тем временем, по имеющейся информации, именно водители автобусов №№ 119, 127, 130 и 132 чуть ли не первыми заговорили о забастовке, так как именно им чаще всего приходится работать с льготниками. А поскольку денег с таких пассажиров не возьмешь, иные рейсы шоферы делают с минимальной выручкой. В самом «Зеленоглазом такси» при этом не исключают, что кто-то из водителей, возможно, и выказывает некоторое недовольство, но о якобы готовящейся забастовке руководители компании тоже слышат впервые. Кстати, стрелки на отдельно взятых водителей переводят и в других транспортных организациях, с которыми побеседовали. Но в целом, утверждают перевозчики, ситуация в городе стабильная, так что сбоев в работе пассажирского транспорта возникать не должно.
Цитата:
Сергей Андреев, мэр Тольятти:
— Официальные сообщения о забастовке в мэрию не поступали. Были анонимные сообщения с неустановленных ящиков электронной почты. Но сегодня в пять утра все выехали, все работают. Обещали здесь собраться в мэрии. Соберутся — поговорим. У нас нет отношений с водителями, у нас отношения с юридическими лицами, которые, зная о наших требованиях, вышли на конкурс и обязались организовать перевозки. Если у них возникают проблемы, договоры будут расторгнуты. У нас будет три месяца, и мы сами определим перевозчика. Мы справимся с этим, это очень несложная работа. Мы проведем новый конкурс, если это потребуется. Говорить о том, что предприятие бесплатно возит льготников, некорректно. Наше муниципальное предприятие никого бесплатно не возит. Раз в квартал предприятие получает возмещение затрат на перевозки льготников — от регионального министерства. Такая же возможность есть у коммерческих перевозчиков. Они тоже могут оборудовать свои автобусы считывающими устройствами и получать возмещение за перевезенных льготников. Если они не хотят организовывать эту работу, это их право. Значит, с деньгами у них все хорошо. Кто-то может быть недоволен сроками возмещения. Но, наверное, надо вначале приобрести оборудование, а уже потом вести дискуссию по срокам. А если вы не покупаете оборудование, значит, сроки вам вообще не нужны.
Юлия Романенко, Евгений Халилов, газета «Площадь Свободы»