Внимание: Как выселяют жителей «сталинок»

фасад дома никонова 10

В квартире жительницы из микрорайона Шлюзовой обвалилась часть потолка. Огромные куски штукатурки упали на пол. К счастью, никто не пострадал: ни взрослые, ни ребенок. Управляющая компания ООО «ДЖКХ» при этом не предпринимает никаких действий.

На прием к депутату-коммунисту Александру Осипову обратилась женщина, проживающая в доме № 9 по улице Никонова. Примерно две недели назад у нее в квартире обвалился потолок в одной из комнат. В другой комнате – все признаки повторения ситуации. У тольяттинки несовершеннолетний ребенок, и она справедливо считает, что проживать в аварийной квартире просто опасно. По словам заявительницы, представители управляющей компании ООО «ДЖКХ» на момент обращения никаких действий относительно поврежденного потолка не произвели. Десять дней назад они лишь осмотрели повреждения. Но никто из собственников квартиры акт осмотра так и не увидел. Копию тоже не получили. Ремонтные работы на момент обращения жительницы произведены не были.

провалился потолок

Комментарий

Александр Осипов, депутат Думы г.о. Тольятти:

– Ситуация просто катастрофическая! В такой квартире находиться опасно. Особенно – с несовершеннолетним ребенком. Почему управляющая компания ООО «ДЖКХ» за 10 дней никаких мер не предприняла? Загадка. На первый взгляд, данное происшествие – следствие халатного и безалаберного отношения коммунальщиков к содержанию дома. Но мой товарищ по партии Алексей Краснов считает, что всё это – результат намеренного разрушения дома с целью последующего его захвата. Потому что дом этот – «сталинка»!

Рассказывает правозащитник Алексей Краснов:

– Не так давно узнал из Интернета, что жителей дома «сталинской» планировки по адресу: Коммунистическая, 63 администрация города решила выселить из дома под предлогом того, что их дом признали аварийным. Тут же я созвал своеобразный совет из депутатов и помощников КПРФ. И сообщил товарищам, что операция «Сталинки», которая, как я думал, была предотвращена нами в Тольятти, продолжается. Продолжается чиновниками и их сообщниками из числа олигархов. Мое «знакомство» с домом подтвердило ситуацию: управляющая компания «ДЖКХ» довела жилое здание до состояния, близкого к аварийному.

С подобной схемой наглого и жестокого отъема жилья у граждан я впервые столкнулся в Самаре. Тогда я был депутатом губернской думы, и ко мне обратилась жительница областной столицы, у которой таким же способом отжали недвижимость в доме по адресу: ул. Ново-Садовая, 175.

Жилое здание по Ново-Садовой, 175 было добротным четырехэтажным домом на краю исторической застройки центра Самары. На нем операция «Сталинки» была отработана за пять лет. Сначала случился ремонт крыши, после которого дожди и грозы проливали дом буквально насквозь. Затем было упорное нежелание управляющей компании предотвращать течи, ремонтировать гниющие перекрытия и «косяки» кровли. За несколько лет дом стал представлять ужасное зрелище. Потом последовало заявление в администрацию, и дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Интересно, что на Ново-Садовой, 175 весь первый этаж был занят властными структурами. Но почему-то «государева служба» Россельхознадзора, обитающая здесь, никак не хотела вмешиваться в ситуацию намеренного разрушения дома. Что-то мне подсказывает, что руководство Россельхознадзора было в курсе происходящих подковерных замыслов. Далее жильцов выселили, а дом признали подлежащим не сносу, а реконструкции. На данный момент там и производится та самая реконструкция.

Затем я столкнулся с операцией «Сталинки» уже в Тольятти. Ко мне обратилась девушка по имени Наталья. Она рассказала о том, что в доме в Шлюзовом, где проживают ее пожилые родственники, так отремонтировали крышу, что здание стало буквально рассыпаться. Нужно ли говорить, что этот дом по адресу: Носова, 3 оказался тоже «сталинкой»! И весь первый этаж в этом доме принадлежит городу Тольятти, муниципалитету (то есть им распоряжаются чиновники).

История повторяется, подумал я. Вместе с городскими депутатами-однопартийцами мы облазили все текущие чердаки «сталинок» по соседству. Все эти дома оказались ансамблем исторической застройки «Маленький Петербург»! Мы увидели и оценили масштаб бедствия собственными глазами: ремонт крыш сделан таким образом, что дома приходят в аварийное состояние. Мы подняли на уши всё городское сообщество вместе с прокуратурой, Фондом капремонта и городской администрацией. Что любопытно, и подрядчик, который изуродовал крышу, и управляющая компания, которая «рулила» на доме, оказались фирмами, входящими в одну коммунальную империю. Результаты этого депутатского расследования я публиковал в СМИ и на своей странице весь 2021 год. Наталья обратилась к нам поздно, но не слишком поздно. В результате многочисленных обращений в органы на подрядчика было заведено уголовное дело. Чиновники минкульта Самарской области, покрывавшие аферу с «ремонтом», понесли наказание. Прямо сейчас на данных домах вновь перекладывают крыши.

И вот теперь, столкнувшись с домом на Никонова, 9, я увидел, что чиновники, решили, судя по всему, наложить свою лапу на все «сталинки» Тольятти.

Что такое операция «сталинки»?

Объясню «на пальцах». В нашей стране с 1933 до 1961 г. строились очень хорошие капитальные многоквартирные дома в стиле неоклассицизм (сталинский ампир). Трехметровые потолки, толстые теплые стены, высокие окна, просторные комнаты – все знают про эти дома. Некоторые из них – настоящие произведения искусства.

Как правило, располагаются «сталинки» в живописных местах. Часто образуют собой целые архитектурные ансамбли. В свое время квартиры в этих домах получали заслуженные граждане СССР, которые сегодня являются глубокими пенсионерами.

Так вот. По мнению чиновников и их подельников-олигархов, старых хозяев из «сталинок» нужно выселить, а на их место заселить других собственников – людей, «уважаемых» при капитализме. То есть всё тех же чиновников и олигархов. Как? Задача сложная, но вполне выполнимая. Просто нужно признать «сталинку» аварийной. Тогда пенсионеров можно будет выселить из дома по закону, то есть – принудительно. Вся эта операция осуществляется в несколько шагов.

Шаг номер один: поиск подходящего дома

Чиновники ищут дом, в котором значительное количество помещений находится в собственности города, региона, государства, то есть подконтрольно чиновникам. Это нужно для того, чтобы впоследствии можно было «без шума и пыли» обратиться в ту самую межведомственную комиссию, которая и признает дом аварийным.

Шаг номер два: саботаж

На этом этапе чиновники сговариваются с управляющей компанией, которая обслуживает «сталинку», и/или с подрядчиком Фонда капитального ремонта. Цель сговора – осуществить саботаж на доме таким образом, чтобы здание буквально начало разрушаться на глазах. Самый распространенный вариант – «починить крышу» таким образом, чтобы осадки начали разрушать перекрытия дома и штукатурку. Дело в том, что в «сталинке» самое главное – это подвал и стены. Именно эти конструкции являются рабочими, ключевыми. В отличие от перекрытий, которые сделаны из дерева и гипса.

Итак, под видом «ремонта» крыша «сталинки» приводится в негодность, влага заливает стены, протекает в квартиры. Наступает зима, ударяет мороз, и штукатурку дома рвет на куски. Она осыпается снаружи дома, отмокает и покрывается плесенью изнутри. Жители мучаются, обращаются в управляющую компанию с жалобами, но, как нетрудно догадаться, все их жалобы остаются без удовлетворения. Коммунальщики тянут резину, провоцируя всё новые и новые разрушения.

Шаг номер три: признание дома аварийным и выселение жителей

И вот теперь, когда снаружи и изнутри дом выглядит ужасающе, в дело вступают собственники от муниципалитета, региона или государства. Именно как собственники помещений в якобы аварийном доме они пишут заявление в городскую администрацию о признании дома аварийным. Та самая межведомственная комиссия, о которой я говорил выше, признает дом аварийным и подлежащим сносу. Жителей ставят перед фактом и выселяют. Бывшие жильцы отправляются в какую-нибудь панельку-человейник, как правило, к черту на кулички. Это в лучшем случае. А в худшем – получают денежную компенсацию по заниженной оценке их «аварийного» имущества.

Шаг номер четыре: реконструкция

Проходит время, межведомственная комиссия заседает еще раз, и «о, чудо!» – дом признается не «подлежащим сносу», а «подлежащим реконструкции». За бюджетный счет дом реконструируется: деревянные перекрытия меняются, снаружи и изнутри дом штукатурится заново, ставятся новые окна, крыша стелется новая. Опля! И перед нами красивый дом в стиле сталинский ампир с чистенькими новыми квартирами. Пустыми квартирами.

Шаг номер пять: распродажа

Итог операции «Сталинки»: замечательные квартиры в элитном доме – с высокими потолками, толстыми стенами, с выгодным местоположением – продаются своим людям: чиновникам, олигархам и так далее.

Если внимательно посмотреть на фотографию «сталинки» по Никонова, 9, мы увидим, что водосток с крыши отсутствует, а вода хлещет на стену дома, пропитывая штукатурку на стенах. Пористая штукатурка, конечно же, впитывает в себя воду, текущую днем, а морозы, которые ударяют ночью, рвут штукатурку по всему слою вымачивания. Здесь я вижу операцию «Сталинки» в действии. Каким образом на Никонова, 9 исчез кусок водостока? Что помешало управляющей компании предотвратить вымачивание стены этого дома? На все эти вопросы я, конечно, получу ответы. И все виновные обязательно будут наказаны.

Записал Григорий Штрек, «Тольяттинский навигатор»
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 5 (598), 25.02.2022 г.