Виртуальные технологии – в школу

очки виртуальной реальности

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) обсудили возможности, которые предоставляют школьному образованию технологии виртуальной и дополненной реальности. Иммерсивный учебный центр ТГУ провёл вебинар, участниками которого стали профильные специалисты сферы образования и директора школ субъектов РФ.

VR (виртуальная реальность) – это искусственно созданное пространство с использованием специальных инструментов: очков или шлема. AR (дополненная реальность) – это использование технологий, опций, которые накладываются на реальный мир, проектируя и усложняя его. Об этом в самом начале конференции напомнила директор института инженерной и экологической безопасности ТГУ Лариса Горина. Она привела в качестве примера игры Minecraft и Pokémon Go, а также рассказала о позитивных и негативных аспектах применения VR-технологий.

В частности, активизация учебного процесса, мотивация изучения дисциплины, визуализация явлений, абсолютная вовлечённость в учебный процесс и погружение в реальную среду – это положительные аспекты. В числе негативных – неудобство, возможное головокружение, отсутствие программного обеспечения по учебным дисциплинам, качество контента.

– Один из национальных проектов, которые реализуются сейчас в нашей стране, касается образования, и в его рамках образуются такие федеральные проекты, как «Цифровая образовательная среда» и «Современная школа». Около 30 тысяч школ будут оснащены оборудованием, 40 % педагогов будут подключены к платформе цифровой образовательной среды и 40 учебных организаций будут участвовать в проекте по улучшению общего образования, – отметила Лариса Горина.

Иммерсивный учебный центр ТГУ приобрёл оборудование и программное обеспечение «Иммерсивная школа» – это практико-ориентированная тренажёрная система и игровые сценарии для использования в шлемах виртуальной реальности. Пока в проекте используется 15 уроков-сценариев по основам безопасности жизнедеятельности, три – по биологии, два – по физике и три – по химии.

Доцент института инженерной и экологической безопасности ТГУ Екатерина Полякова познакомила слушателей с методологией проведения занятия с применением виртуальных технологий. Она рассказала об основных особенностях работы VR-комплекса, который включает в себя образовательный контент, модуль отображения контента виртуальной реальности и конструктор.

Программное обеспечение установлено на шлемах виртуальной реальности и планшетном компьютере. На них запускаются тренажёры для отработки практических навыков и формирования функциональной грамотности у учеников. На планшете идёт трансляция для контроля выполнения заданий, собирается статистика правильности их выполнения, формируется журнал. Для создания единой сети между шлемом и планшетом используется роутер. Программное обеспечение работает на оборудовании с определёнными техническими характеристиками.

– Иммерсивный урок предполагает проведение двух параллельных мероприятий в аудитории. Аудитория при этом делится на две зоны – большую и малую. Большая зона аудитории организуется для проведения офлайн-сценария. Малая зона предназначена для прохождения VR-сценария. Урок проводится в несколько этапов одним учителем и одним учеником-тьютором, – добавила Екатерина Полякова. Она отметила, что урок с иммерсивными технологиями проходит в несколько этапов, после чего учитель знакомит обучающихся с правильными ответами и проводит рефлексию.

В завершение вебинара преподаватель института инженерной и экологической безопасности Максим Кода и методист Альмира Жангужина провели мастер-класс – показали участникам конференции прохождение VR-сценария.

Александра Вселевская, студентка 2-го курса ТГУ