Виктор Поляков: Первый генеральный директор АВТОВАЗА

виктор николаевич поляков первый генеральный директор автоваза

Виктор Николаевич Поляков стал генеральным директором ВАЗа в 1966 году и начал строить Волжский автомобильный — с первого колышка в степи, открытой всем ветрам. Спустя четыре года с конвейера пошли «Жигули» — машины, во многом изменившие облик нашей страны, образ жизни и сознание ее людей.

А родился он 3 марта 1915 года в городе Томске. Трудовая жизнь началась в 15-летнем возрасте.

С 1930 по 1937 г. Виктор работал учеником слесаря, слесарем, техником, мастером, заместителем начальника цеха на Московском авторемонтном заводе.

В 1938 г. без отрыва от производства окончил вечернее отделение Московского автомобильно-дорожного института, получив профессию инженера-механика по эксплуатации автотранспорта.

С июля 1941 г. по май 1945 г. находился в действующей армии. Его воинское звание — инженер-майор. Служил в ремонтно-восстановительном батальоне Западного и Карельского фронтов. Командовал подразделениями автомобильных войск. В октябре 1941-го был ранен и месяц лечился в госпитале в Омске.

С 1946 г. Виктор Поляков работал на Московском заводе малолитражных автомобилей.

Исключительная работоспособность, деловитость, инженерный талант способствовали выдвижению Полякова в число крупных организаторов производства. В эти годы он назначался директором завода, первым заместителем председателя, а затем председателем Мосгорсовнархоза.

В 1965 г. Виктор Николаевич стал заместителем министра автомобильной промышленности СССР.

В 1966 г. был назначен генеральным директором строящегося Волжского автомобильного завода, одновременно при этом являясь заместителем министра автомобильной промышленности СССР.

В 1975 г. Виктор Поляков назначается министром автомобильной промышленности страны, передает пост генерального директора своему преемнику А.А. Житкову, а сам руководит автопромом СССР до 1986 года.

С 1999 г. Поляков трудился в аналитическом центре ОАО «АВТОВАЗ», оказывая неоценимую помощь руководителям и специалистам предприятия в анализе ценообразования и себестоимости материалов и комплектующих изделий поставщиков, в разработке предложений по снижению материальных затрат на производство автомобилей.

Награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской революции, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда (1971 г.) за большой вклад в развитие машиностроения.

Фронтовые заслуги Виктора Николаевича отмечены орденами Красной Звезды (1945 г.), Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги» (1943 г.), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.), «За оборону Советского Заполярья» (1947 г.).

За особые заслуги перед городским сообществом 9 марта 1995 года Полякову было присвоено звание «Почетный гражданин города Тольятти».

За заслуги в общественной и государственной деятельности и выдающийся вклад в развитие производства Самарской области в августе 2003 года губернатор Константин Титов поздравил Виктора Полякова с пpисвоением ему звания «Почетный гражданин Самарской области»

Скончался Виктор Николаевич в 2004 году в Москве на 90-м году жизни после тяжелой болезни. Согласно завещанию его прах захоронен в Тольятти. В 2010 году в Москве на доме, где жил Виктор Поляков, была установлена мемориальная доска.

…Уходят из жизни хозяйственники старой закалки — такие, как Виктор Поляков. Но еще живы люди, которые их видели, слышали и слушали, которые на себе ощутили неукротимый стиль работы, бег вперед, пока или работа не съест человека, или производственное задание не будет выполнено в срок.

Мы еще помним их пример — сделай или умри! И ненормированный рабочий день не оттого, что приходишь, когда захотел, а оттого, что заканчиваешь работу, когда не держат ноги.

Остались ли сегодня такие люди? И если остались, то почему мы не видим новых больших строек и новых городов?

Кто мы? Знаем ли мы по-настоящему, что нам нужно, что нужно стране? — вот те вопросы, которые вольно или невольно ставит перед собой всякий, соприкоснувшийся с биографией Виктора Полякова, инженера и руководителя, первого генерального и министра.

Его долгая жизнь оказалась доброй по справедливости. Но нельзя объять необъятное. Остальное — дело потомков: не растратить, не разрушить уже сделанного. И быть достойным славы своих ушедших современников.

Подготовила Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь модельной библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»; e-mail: rossinskiye@gmail.com