Ветка дерева помнит о весеннем ветре

выставка картин в ТХМ
фото: «Вольный город Тольятти»

Накануне юбилейного Дня города в Тольяттинском художественном музее почти одновременно открылись две выставки.

Они очень разные, объединяет только тот важный факт, что все работы фондовые: одни давно, другие совсем недавно приняты в дар и только частично смогли предстать перед посетителями.

«Диалоги» – эта выставка задумана год назад, когда исполнилось 30 лет побратимским отношениям между Тольятти и Вольфсбургом. За это время прошли не одна и не две обменных выставки произведений художников, состоялись поездки творческих людей и коллективов.

Плотно сотрудничает Тольятти в области искусства и с другим побратимом – китайским Лояном, городом пионов. В фондах музея около 50 работ китайских профессиональных тружеников кисти, более 60 графических листов передала немецкая художница Ангелика Бухер. Это ее знаменитые офорты, где обязательно присутствуют птичьи перья и яйца, как символы жизни. Вообще ее работы очень сложны и философичны. У себя в Вольфсбурге она обучает сложной технике офорта детей в своей «Мышкиной школе».

На выставке «Диалоги» представлены более 30 работ, и это не только произведения авторов из городов-побратимов. Организаторы так расположили рядом с ними картины тольяттинцев, что они техникой, стилем или манерой исполнения либо похожи, либо неуловимо чем-то перекликаются с подаренными их заграничными коллегами.

Литографии Алексея Зуева тоже выполнены в сложной графической технике, отличающейся от офорта материалом – оригинал вытравливается в первом случае на камне, во втором – на металле. Минимум цвета, четкость линий – вот что объединяет авторов, правда, Ангелика подчеркивает черно-белый колорит яркими желтыми или красными элементами композиции.

Абстрактные работы ее земляка, живописца Пауля Камински вполне закономерно соседствуют с полотнами в том же стиле тольяттинцев Михаила Лезина и Сергея Галеты. Но их объединяет только стиль, композиции, цветовое решение у каждого автора свои, узнаваемые.

Для нас, европейцев, все-таки в большей степени интересны произведения восточного искусства. Китайские мастера первой категории, как уточнила заместитель ТХМ, искусствовед Лариса Москвитина, передали в дар пейзажи с водопадами, горами и одинокими домиками, картины с ветвями цветущих деревьев и, конечно же, пионами – редкими, древовидными, которыми славится Лоян.

– Существуют два способа исполнения работ тушью и акварелью, – рассказала Москвитина. – Это «прилежная кисть», когда все детали картины тщательно прорисовываются, заполняя всё пространство листа рисовой бумаги. Такой гиперреализм. И есть «свободная кисть», более легкая, словно быстрым наброском запечатляющая реальность, оставляющая много чистой, нетронутой краской бумаги, что создает впечатление некой недосказанности…

Именно в стиле «свободной кисти» выполнены представленные работы. Мне особенно интересным показался рассказ о картине «Лотос» Вэнь Лючуаня:

– Этот прекрасный цветок вырастает из донного ила, из грязи. Но посмотрите – он совершенен! В нижней части работы мы видим много темных линий и пятен, а сверху – легкий нежный рисунок. И две цапли, выполненные изящными росчерками кисти.

В работах китайских мастеров всегда присутствуют символы женского и мужского начал, инь и ян, как дополняющие друг друга и создающие гармонию. Горы, например, мужской символ, вода – женский, они всегда соседствуют. А животные изображаются парами – это пожелание зрителю, всем людям, не оставаться одинокими. А на этой картине прекрасный цветок, вырастающий из грязи, – символ возможности достичь совершенства, несмотря на неблагоприятные изначальные условия…

Придерживающиеся своих древних традиций китайские художники не рисуют с натуры. Они ходят, любуются, наблюдают, копят впечатления. А потом, осмыслив увиденное, уловив тайные намеки природы, создают свои философичные картины. На каждой работе иероглифами написано ее название, часто поражающее своей поэтичностью. Например «Холодная осень царит над горной деревней» или «Ветка дерева помнит о весеннем ветре».

В диалог со свободной кистью китайцев вступает, на мой взгляд, весьма прилежная и кропотливая кисть нашей акварелистки Надежды Овсянниковой. Присутствовавшая на открытии художница сказала:

– Эти работы написаны мной в 80-х годах, еще в начале творческого пути. Сейчас я в поиске новых идей. Пионы меня вдохновили поэкспериментировать с этой темой…

Вторая выставка называется «Другая реальность», это более 30 работ из 88, совсем недавно переданных в дар нашему городу Валентиной Юдиной. Член Союза художников с 1973 года, она проживает в Москве, но родом из Мусорки Ставропольского района. Окончила Пензенское художественное училище, где познакомилась со своим мужем Александром, прошла с ним полувековой творческий путь. Десять лет назад супруга не стало, огромное общее наследие оказалось сложно сохранять, так как в силу возраста и от мастерской пришлось отказаться.

Многие работы, создававшиеся с 70-х годов, уже обветшали и требовали восстановления. В начале этого года художница предложила их нашему музею.

Среди тех 30 картин, что успели обновить и представить на выставке «Другая реальность», впечатлил групповой портрет, где художница изобразила и саму себя – красивую и молодую. И многие другие портреты (студентки, сельчанки, поэтов Бориса Пастернака и Гарсиа Лорки) впечатлили своей разностью: где-то – абсолютный соцреализм, даже гиперреализм, где-то – явный прорыв в импрессионизм. И правда, работы очень разные, очевидно, что параллельно творящие долгие десятилетия художники не копировали друг друга, а взаимно вдохновляли на новые поиски и в стиле, и в материале, и в фактуре. Характерно, что мало пейзажей – вероятно, их еще не успели подготовить. Но элементы городских видов, включенные в некоторые жанровые сцены, заставляют задуматься.

Одна из работ привлекает особое внимание. У нее самое соцреалистичное название «Рабочий полдень». Но есть и другое – «Вера и Софья». Женщины на металлических лесах одеты не в спецовки, а в длинные платья, хотя на головах у них поверх платков – каски. А в руках кисти.

Работа выполнена темперой по левкасу, неровная фактура и некая смытость, приглушенность красок создают сходство с фреской. Вдалеке виднеются купола храмов. И только внимательно изучив полотно, начинаешь догадываться, что на нем изображены не монтажницы, а художницы, расписывающие церковь. При этом сама роспись выглядит обычным орнаментом. Что ж, ведь дата написания картины – 1975 год. Действительно, это не только коллекция соцреализма – это история глазами живописцев, создающих не просто иллюстрированную летопись эпохи, а свою, другую реальность.

Обе выставки работают в Тольяттинском художественном музее до 1 июля 2022 года по адресу: бульвар Ленина, 22 (правое крыло).

Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»