Вернулись живыми, но героями не стали

покорили эверест

В мае 1992 года команда из Тольятти «Лада-Эверест» в составе 18 человек покорила высочайшую вершину мира. Аборигены называют ее Джомолунгма, что в переводе значит Богиня-мать мира. Высота Эвереста составляет 8 848 метров, вершина находится на границе Непала и Тибетского автономного района (Китай) в средней части Гималайского хребта Махалангур-Химал.

Эверест называют горой трупов и тщеславия. Свое название он получил от фамилии генерального инспектора Индии сэра Джорджа Эвереста, который даже не пытался подняться на эту вершину. А первым на нее взошел в 1953 году Эдмунд Хиллари со своим шерпом по имени Тенцинг Норгей. Шерпы – это народность, живущая в Восточном Непале, представители которой традиционно работают носильщиками в альпинистских экспедициях.

После Хиллари на Эверест поднялись больше трех тысяч человек. Чуть ли не каждый десятый погиб. А сколько ослепло и обморозилось? Впрочем, сегодня для непальских властей пропуск на Джомолунгму – хороший бизнес. Чтобы подняться на гору, не считая расходов на перелет, нужно иметь в кармане какие-то 150 тысяч долларов. А как лихо называются коммерческие фирмы, организующие эти туры для потенциальных самоубийц: «Горное безумие», «Консультанты по приключениям».

Только надо отметить, что тогда, 30 лет назад, наша команда стала первой в истории страны не государственной экспедицией и не сборной, а именно фирмой! Созданной специально для организации восхождения. Уникальный случай: в горы пошли люди из одного города, причем далеко не все из 18 участников являлись профессиональными спортсменами. Но, разумеется, старшим тренером команды стал мастер спорта международного класса по альпинизму Иван Душарин. А руководитель Вячеслав Волков, по его словам, был скорее профессиональным путешественником.

Краеведческий музей не пропустил юбилей события, о котором в 90-е говорил не только весь город, но и вся страна. В рамках традиционной акции «Ночь в музее» прошла встреча с Вячеславом Евгеньевичем под названием «Эверест. 30 лет спустя».

Вначале собравшиеся посмотрели фильм, созданный сразу после восхождения. В его финале молодой Волков говорит на камеру:

– В 1993-1994 годах нам предстоит открывать Америку. Мы хотим пройти от Южного до Северного полюса по самой длинной горной гряде, идущей по двум континентам. Цель – испытание и демонстрация возможностей новых автомобилей «Лада» в экстремальных условиях…

– Воплотили этот проект мы частями, – отчитался уже воочию спустя десятилетия Вячеслав Евгеньевич. – Побывали на самом высоком пике Аляски Мак-Кинли, покорили самую высокую точку Антарктиды – Винсон, высочайшую вершину Аргентины – Аконкагуа. На американских континентах прошли все знаковые вершины. Поднялись и на Фицрой – там Паганель из романа «Дети капитана Гранта» очки потерял.

Трое суток шли по почти вертикальной стене, ветер на вершине был такой, что Ваня Душарин, как флаг, развевался. А когда спускались, после прошедшего урагана эта вертикальная стена была покрыта лазурным льдом. Когда внизу в лагере нас встретили аплодисментами, мы не поняли. Оказывается, мы первые прошли этим путем в том году, а из россиян вообще были первыми…

Из зала задали вопрос:

– Скажите, что вы испытали, оказавшись на высочайшей вершине мира?

– Ну, мы похудели на 20-25 килограммов все. Воздуха на вершине всего 30%, в таких условиях надеть ботинки по трудозатратам – как разгрузить вагон угля. В горле постоянно ощущение битого стекла, к нему привыкаешь, восхождение длится три месяца. Так долго, потому что нужна акклиматизация. Стоишь в базовом лагере и каждый день поднимаешься на тысячу метров, приучаешь организм к бескислородному режиму. Кислород в баллонах применяется для обеспечения сна и предотвращения обморожения. Поскольку в горах низкое давление, кровь снабжает только мозг и сердце, всё остальное холодное…

– Впечатляет… Но вообще-то вопрос был не про ощущения организма, а про эмоции.

– Тут как у Высоцкого: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины еще впереди». Хотя галлюцинаций там больше, чем эмоций: птички поют, лес шумит, костром пахнет. Сознание куда-то улетает…

30 лет назад, чтобы получить пермит – разрешение на восхождение иностранцев от властей Непала или Китая, нужно было ждать очереди целое десятилетие. В случае, если его организует спортивная федерация страны. Деньги и тогда многое решали, хоть и не всё. Вячеслав Волков считает себя генератором идеи, а делателями – Петра Нахмановича и Владимира Каданникова. Интересно, в Тольятти все помнят, кто это такие? Тогда, в 90-е, они могли практически всё.

– Когда я пришел к Петру Абрамовичу (президент АВТОВАЗбанка, – прим. авт.) и сказал, что мне нужно 40 тысяч долларов, он ответил, что не финансирует самоубийц…

Но и его, и гендиректора автогиганта удалось заразить грандиозной идеей. Флаги с эмблемами банка и завода потом развевались на самой высокой точке мира вместе со стягом страны. Но прежде, чем попасть туда, братьям Волковым, Вячеславу и Андрею, вместе с Душариным всё равно пришлось покланяться непальским властям. Причем в буквальном смысле:

– Там такая бюрократия, что нам и не снилось. Нужно было обойти 12 министерств и в каждом получить разрешение. На дверях кабинета чиновника палка приделана, чтобы войти, нужно низко наклониться.

И вот чиновные препятствия, тренировки, перелет, акклиматизация пройдены. На гору поднимались не все сразу. Да это, собственно, не так важно:

– Если хоть один участник команды поднялся на вершину, восхождение засчитано…

Тольяттинцы шли в три потока. Со вторым они «затащили» индийскую девушку:

– Ну как девушка – генерал полиции Индии, которая с двух рук выбивает «десятку»…

А еще также включили в свой поток крутого индийского бизнесмена, о котором потом взахлеб писали тамошние газеты:

– Мол, наш соотечественник поднялся на высочайшую точку мира и окропил ее водами Ганга. Откуда бы он воду взял, там плюнуть нечем!

После всех этих событий команду вполне закономерно пригласили в Кремль, где их в кабинете Берии принимал вице-президент Руцкой, озвучивший решение Ельцина всех наградить званиями Героев России.

Не то чтобы команда жаждала громких званий, но когда им позвонил наш губернатор Титов и напомнил, что пора ехать за наградами, конечно, поехали.

– Пришли мы с Ваней в наградной отдел, там бабушка сидит. «Нескромно, – говорит, – нескромно… Звание Героя России еще не утверждено, у нас сейчас на очереди два летчика из Афганистана, посмертно…» Да не надо нам это звание!

Так и не дали. Заменили на орден Дружбы народов, а у Волкова такой уже был, ему дали орден «За личное мужество».

Так какая была цель этого восхождения? Рассказать спустя 30 лет школьникам, а еще небольшой группе неравнодушных людей, собравшихся в конференц-зале краеведческого музея? Почему забывается всё, и даже такие события, которые называют подвигом на грани жизни и смерти?

– Нашей задачей было вернуться живыми. Эверест взял очень много жертв. Но мы вернулись живыми, и это главное…

Добрую половину времени, отведенного на встречу, Вячеслав Волков пытался найти вместе с залом ответ, нужен ли он и его товарищи городу и нужен ли город им. Дискуссия грозила затянуться, а ответ так и не был найден.

– Мой друг и коллега Артур Чубаркин, как психотерапевт, утверждает, что 30-40% людей равнодушны ко всему абсолютно. Почему это происходит?

Если посмотреть на жизненный путь самого героя встречи, поражают его многогранность и увлеченность. Ему интересны, помимо альпинизма: поэзия, бардовская песня, горные лыжи, дайвинг, парусный спорт.

Начинал работать на ВАЗе водителем-испытателем, в 1988-м был комиссаром отряда спасателей-альпинистов в Спитаке после землетрясения, участвовал с 1991 года во всех подводных экспедициях клуба «Нептун ПРО», работал заместителем мэра по кадровой политике, разрабатывал проекты таких учебных заведений, как ТАУ и ТГУ. По закону сохранения энергии, если на одного человека выпадает такое количество увлечений и способностей, кому-то природа явно их недодает.

Но это слишком философская тема. Как и ностальгия по тем самым особенным в стране 90-м – по нашим, по тольяттинским, когда всё у нас развивалось, и культура, и спорт. А сейчас хорошо, что есть такие учреждения, как ТКМ, приглашающий на встречи с интересными людьми и акции вроде нынешней «Ночи в музее».

Народу было – не то чтобы яблоку негде упасть, но прилично.

– Немножко подрастеряли посетителей за два года ограничений, – призналась руководитель отдела развития и информационных технологий Татьяна Ткаченко. – Но видим, что интерес у тольяттинцев к нам сохранился.

Множество интерактивных площадок для всех возрастов, несколько экспозиций, мастер-классы – всё хотелось посмотреть и во всем поучаствовать. В принципе, мне удалось достаточно много: в «Лавке древностей» определить цеп и кочедык, в краеведческой викторине сопоставить портрет Григория Козловского с датой основания Сызрани, в отделе природы заполнить «Филькину грамоту» с непростыми вопросами и получить антистрессовую раскраску-сову. Полюбоваться на орден Ивана Комзина в экспозиции «Редкий показ. Драгоценное». Его еще называют орденом Голубого Нила.

Фотовыставка «Городские сюжеты» вызвала ностальгию по временам, когда улицы были как будто шире без потока машин, а фасады новых зданий в стиле конструктивизма – чище без аляповатых рекламных баннеров. Но и тут кто-то на другое внимание обратил:

– Смотрите, парковки во дворах совсем пустые, не то, что сейчас…

В экспозиции «Ставрополь провинциальный» мне погадали. Барышня в розовом бальном платье и буклях – на книге, цыганка в пестром платке – на картах. Выпало только хорошее.

И еще мне удалось сыграть в краеведческое лото. Это часть проекта ТКМ «Краеведческие сюжеты», который стал победителем в конкурсе «Тольяттиазота» «Химия добра» и получил грант на реализацию. Презентация проекта прошла в этом году, который является юбилейным для музея – 60 лет, и города – Ставрополю-Тольятти, напомню, исполнится 285 лет.

Краеведческая игра на музейной площадке вызвала настоящий спортивный азарт всех четырех команд. Оказывается, горожане любят историю и интересуются ей. Кстати, мне попался вопрос про восхождение «Лады-Эверест». Не приди я на встречу с Вячеславом Волковым, может, и не отгадала бы…

Надежда Бикулова, «Вольный город Тольятти»
Оригинал статьи опубликован в газете «Вольный город Тольятти», № 24 (1304) 19.06.20