Вернисаж в Тольятти: как могут встретиться на картине шахматы и апельсины?

работа Николая Кузнецова
фото: «Площадь Свободы»

Юбилейный вернисаж Николая Кузнецова продлился в Музее актуального реализма всего четыре дня. Своеобразный, безусловно, талантливый художник, как истинный акционист, всё продумал:

– В первый день я пригласил представителей департамента и учреждений культуры нашего города. Во второй день – самарских коллег во главе с руководителем областного художественного музея. В третий день жду поздравлений от коллег-тольяттинцев, а в завершающий – от поклонников, фанатов.

Интересно, что именно в день визита самарцев из областной столицы привезли образцы промдизайна – первую партию нового напитка «Губернатор Алабин». На этикетке – портрет Петра Владимировича авторства Кузнецова, его премьера как раз и состоялась на вернисаже под названием «Новые горизонты»:

– И что интересно – на этикетке с портретом Алабина указан и автор, то есть я…

Николай Иванович – человек очень разносторонний, заметный, неравнодушный к происходящему в культурной жизни. И своей активности не отрицает.

– Коммуникабельность, общительность, кураж, – составляющие имиджа он перечисляет без всякой ложной скромности.

Только в первый день выставки при мне три человека совершенно искренне сказали имениннику, что никогда бы не дали ему его годы.

художник Николай Кузнецов

– Три раза по 25, – правильно разложил возраст известный ветеран АВТОВАЗа Юрий Целиков, пришедший с символичными подарками заводской тематики и, конечно же, с веселыми эпиграммами.

Да, судьба художника неразрывно связана с автогигантом – ему отданы полтора десятилетия жизни и творчества. И свой рассказ об экспозиции Кузнецов начал с зала, где представлены знаковые личности автозавода, портреты Виктора Полякова, Владимира Каданникова, Алексея Николаева, Марка Демидовцева и других.

О каждом из них художник рассказал нестандартную личную историю. Объяснил, например, почему на портрете Демидовцева он в процессе одной из любимых им акций наклеил пластырь. Марк Васильевич – уже легенда, создатель дизайн-центра, удивлявшего своими масштабами и достижениями европейцев.

Вообще, можно сказать, что промышленный дизайн на АВТОВАЗе зародился задолго прежде, чем в отечественный обиход вошло само это слово. И свой солидный вклад в него сделал и Николай Иванович:

– Мытищенский завод, производящий, кроме всего прочего, вагоны метрополитена, объявил конкурс. И, поскольку предприятие относилось к министерству автопрома, меня направили на участие в конкурсе от завода. Сейчас вагоны, дизайн которых я разработал, бегают в подземке на люблинском направлении.

В зале дизайна представлен макет вагона, а также созданные к разным выставкам и форумам афиши, элементы фирменного стиля тольяттинского театра «Дилижанс», полностью разработанного тоже Кузнецовым.

О себе, своих творческих направлениях художник говорит:

– Мои компетенции – дизайн, скульптура, графика. А мое амплуа – портретист.

В составе выставки «Новые горизонты» представлена большая серия портретов «Люди и время». Помимо знаковых личностей автозавода, в ней – деятели культуры, например, ставропольский художник Константин Горбатов, кумиры ушедших поколений Ленин и Сталин, а также собирательные образы. Например, в полиптихе в загадочных, хоть и реалистичных образах изображены человеческие грехи: гордыня, уныние.

И еще одна серия, в свое время прославившая Кузнецова именно как графика-портретиста, – «GOODутро». Началась она с автопортрета с пеной для бритья, успешно участвовавшего в нескольких престижных выставках-конкурсах:

– Я десять лет работал в Самаре на кафедре дизайна, получил звание доцента, и вдруг… кафедра закрылась. Я тридцать лет носил бороду, и тут решил ее сбрить. И когда я увидел себя в зеркале, поразился: пена на лице, от которой я давно отвык. Как символ наступивших перемен.

выставка Николая Кузнецова

 

На портретах самые разные личности: тут и Че Гевара, и Андрей Малахов, и даже Сальвадор Дали:

– Они смотрят не на художника, они смотрят на себя в зеркало. Это такие селфи. Смотрят с мыслью: «Нужно что-то менять». И еще, как сказал один персонаж: «Ты зайдешь утром в ванную, посмотришь в зеркало… Не захочешь ли ты плюнуть себе в лицо?»

Среди всех представленных портретов только два женских. А конкретный персонаж и того один – это Айдан Салахова. Она попала в «GOODутро» потому, что… бреет голову. Автор пояснил:

– Это дочь академика, художник, скульптор. Она сейчас находится в Италии, работает в том же карьере, где работал Микеланджело.

Рассказ о портретах завершился в самом начале выставочного пространства. Что весьма символично. Защита диплома на художественно-графическом факультете кубанского университета у Кузнецова оказалась под угрозой срыва, так как его модель из-за травмы наголо побрили. Вместо портрета быстро переключиться на дизайн не получилось.

Но из форс-мажора вышел интересный портрет ветерана, имя которого художник запомнил навсегда – Иван Солдатов:

– Летчик и писатель, придумал и описал новую тактику ведения воздушного боя.

Портрет необычный, без помпы, торжественности, блеска орденов. Но впечатляющий мужественным образом. Лучшая награда автору:

– Ветеран завещал родным на своем надгробии выгравировать этот портрет.

В юбилейном вернисаже, среди более чем 60 работ, представлена и живопись: пейзажи, натюрморты. Об одном из них, написанном на конкурс, Николай Иванович подробно рассказал:

– На картине должны были быть изображены шахматы, апельсины и шляпа. Я задумался: где же могли встретиться эти предметы? И тут мне пришло в голову: знаменитый кубинский шахматист Капабланка, денди, щеголь, любимец женщин. Кучки апельсинов разбросаны не просто так, они символизируют его сложные любовные отношения, а это его любимая шляпа – канотье…

В центре композиции автор креативно вклеил фото красавца-чемпиона с роскошной дамой, увы, неизвестной.

Опять же необычно, что завершил свой рассказ неожиданно эффектным жестом Кузнецов в самом начале экспозиции, прямо напротив входа в зал. Здесь висят квадраты беспредметной живописи, проще говоря, абстракции. Яркие, сочные. Они написаны были незадолго до вернисажа:

– Глядя на предметную живопись, зритель сравнивает, размышляет: похоже, не похоже, съел бы он это яблочко или нет. А беспредметная воздействует сразу на эмоции, чувства, словно музыка.

Самую большую из работ Николай Кузнецов торжественно передал в дар городу, но с условием:

– Она должна быть размещена в одном из детских дошкольных учреждений.

Интересно, конечно, как дошколята воспримут абстракцию, ведь они привыкли к разным зайчикам и цветочкам. Но приобщаться к большому искусству, впрочем, детям тоже желательно…

На выставке была Надежда Бикулова, газета «Вольный город Тольятти»

картина Радость
Картина «Радость» — подарок городу.