В театре «Колесо» прошла творческая встреча с артистом театра и кино, режиссером, сценаристом и литератором Вениамином Смеховым. Перед началом ее актер, прославившийся ролью Атоса в фильме «Три мушкетера», общался с прессой.
Вениамин Борисович начал с воспоминаний о своем первом автомобиле «Жигули», купленном опять же на первые актерские гонорары за 5 500 рублей.
– Очень хорошая была машина, – сделал он комплимент отечественному автопрому. Правда, все это было еще в начале семидесятых, когда появились роли в кино. А сценическую карьеру Смехов начал тоже недалеко от нас.
– В 1961-1962 годах я начинал работать у Петра Монастырского в Куйбышевском академическом театре. Дважды бывал в вашем городе, но это был еще не Тольятти…
По словам артиста, название Ставрополь запомнилось еще и в связи с арестом здесь его театрального педагога, по каким-то неясным политическим мотивам. Постепенно Смехов перешел к теме бардовской песни, близкой ему, так как друзья, не спросив согласия, давно уже включили его в число каэспешников (КСП – клуб самодеятельной песни). И даже Владимир Каданников обратил на себя внимание Смехова в первую очередь внешним сходством с Юрием Визбором.
– Грушинский – потрясающий, по сути своей самодеятельный, самоблаготворящий фестиваль протеста против советской власти. Так было в те годы, когда его запрещали. Молодежь тогда искала свой путь к истине через песню, через гитару. Боги этого жанра – Окуджава, Высоцкий, Визбор, Ким, а сегодня – Городницкий и Тимур Шаов. В позапрошлом году мы были на Грушинском по просьбе Евгения Евтушенко, со спектаклем артистов Таганки, который называется «Нет лет». Это спектакль в стихах Евтушенко, мы с ним объездили и Урал, и центр России, и даже Южную Корею, выступали в большом зале ЮНЕСКО в Париже. Этот спектакль – поклон Любимову и нашей тогдашней команде, когда был создан жанр поэтического представления. Играли на ночной поляне на фоне Жигулей для восьми тысяч зрителей. Может быть, в этом году той же командой приедем опять…
– Вениамин Борисович, в википедии написано, что вы отказались от звания народного артиста. Почему?
– Никакого доверия интернету, пожалуйста. Кому-то хочется делать из нас протестующих. Не надо было ни от чего отказываться, потому что у меня нет никакого звания, а когда началась другая жизнь, заработала формула Экклезиаста «Доброе имя лучше хорошего масла». Михаил Ульянов, когда был главным режиссером театра Вахтангова, часто говорил: «Я отменяю звания». Когда моей жене втихаря предложили: «А давайте ко дню рождения преподнесем подарок», она ответила этому товарищу, что я не буду водиться и играть с ним. Но я получил к 70-летию персональные поздравления от Путина и Медведева. Первые лица не поздравляют незаслуженно!
Правда, потом Смехов вспомнил эпизод из театральной жизни:
– Когда Владимир Высоцкий поздравил актера Виталия Шаповалова с получением звания заслуженного артиста РСФСР, тот ответил: «Что мое звание по сравнению с твоим именем!»
Володя подумал, а потом сказал: «А все-таки приятно…»
Конечно же, с ностальгией Вениамин Смехов вспоминал работу в театре на Таганке, годы полного восторга от театра, охватившего, по крайней мере, обе столицы: «экстравертную – Москву, и интровертную – Ленинград».
– По выражению Петра Фоменко, мы все «кувыркались в блаженном идиотизме». А что такое, собственно, актер? Человек, который этим только и занимается: кувыркается в блаженном идиотизме. Я давно уже не артист театра на Таганке, и давно нет фактически этого театра. Но есть здание, есть ученики Любимова и был сам Любимов до 2011 года. Сейчас слово «Таганка» чаще связывают со словом «скандал», но был золотой век Таганки, это наше счастье. По заказу канала «Культура» я сделал восемь фильмов о лучших спектаклях того времени. Любимов, Золотухин, Высоцкий, Хмельницкий, Демидова – все мы были героями этого сериала, а сюда приехала книга «Золотой век Таганки» по материалам сценария.
– Вениамин Борисович, страна вас знает больше по роли Атоса. Не обидно?
– Если хорошо относятся к персонажу, почему должно быть обидно? Высоцкий очень хотел, чтобы я снялся в этом фильме. Он говорил: «Эта роль – для тебя большая удача, а Таганка – твой успех. Придет время, когда кино вытеснит театр». Да, сегодня это время пришло. Конечно, Таганка – незаслуженный успех в моей жизни, но очень настоящий…
Надежда Бикулова, газета «Вольный город»